Валентина Еремина
Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний.
Задачи:
-развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать литературные произведения; -учить детей сопоставлять прочитанные произведения с фактами из жизни; -развивать поэтический взгляд на действительность; -воспитывать бережное отношение к книге.
Актуальность:
Публикация «Сообщение из опыта работы по теме: „Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников“,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
На дошкольном этапе именно литература выступает как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Она помогает ребенку познавать окружающий мир, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе героям книг. Книга учит распознавать добрые и плохие качества человека, его поступки, учит сопереживать положительным героям.
Конечно, для современного ребенка доступны более привлекательные способы передачи информации – телевидение, интернет, музеи. Но для младшего дошкольника, в силу его возрастных особенностей, они могут стать только ярким дополнением наряду с главным способом познания – чтением книг.
Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции: - расширяет представления о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте); - помогает осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий; - способствует освоению моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; - функция формирования эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в оценке с представлениями о них.
Реализация этих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов. Художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты - при правильном их подборе - могут удовлетворить если не всю, то большую часть познавательных интересов детей.
Использование художественной литературы в различных видах познавательной деятельности :
1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; 2. ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ; 3. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; 4. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
1. Экологическое воспитание
Широко известен прием использования художественного слова при проведении наблюдений в природе. Это - наблюдение за природным явлением, объектом, изменениями, происходящими с ними и т. д. Например, при рассматривании одуванчика, наблюдении за его развитием можно использовать стихотворение Серовой Е. «Одуванчик».
Также много стихотворений, описывающих природные явления, такие как дождь, гроза, туман, радуга и т. д. Например, узнать, какие бывают дожди, можно из стихотворения «Сколько знаю я дождей?»
Раскрыть некоторые понятия также можно с помощью художественных произведений. Например, понять, что такое лес, можно из одноименного стихотворения «Что такое лес…». Вместе с детьми мы сделали коллаж «Лес», а также у нас есть макет леса, с помощью которого можно моделировать изменения в животном и растительном мире, происходящие в лесу в различное время года
Макет леса
Использование художественной литературы при ознакомлении с животным миром. Н-р, стихотворение Б. Заходера «Ежик» - Что ж ты, еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.
Познакомить детей с тем, как кричат животные, помогут стихотворение А. Барто «Кто как кричит» и потешка «Наши уточки с утра»
2. Предметное и социальное окружение.
При воплощении мини-проекта «Солнце» я также использовала художественную литературу. Это произведение К. Чуковского «Краденое солнце», словацкая сказка «У солнышка в гостях», а также разучивали различные потешки о солнце. На занятии по ОБЖ использовала стихотворение М. Дружининой «Сел медведь на бревнышко» и др. В этом году мы продолжили работу по формированию у детей представлений о профессиях людей. Чтение произведений В. Маяковского «Кем быть» и С. Михалкова «А что у вас?» помогли детям разобраться в особенностях той или иной профессии.
Ознакомление детей с тем, как хлеб на стол пришел, я осуществила, опираясь на украинскую сказку «Колосок». Мы рассматривали с детьми колоски, выбивали из них зерна, затем познакомила детей с мукой, ее свойствами, а потом дети вылепили из соленого теста различные печенье. Итогом нашего проекта стала выставка хлебобулочных изделий «Сладкая сказка»
Также в этом году я начала работу по ознакомлению детей с тканями (процесс изготовления ткани, свойства, качества, использование материала для пошива одежды). Более доступно и интересно эта информация была изложена в сказке Ф. Левстика «Кто сшил Видеку Рубашку». Образцы различных видов ткани мы с детьми собрали в мини-музее «Ткани»
3. Конструктивная деятельность.
Руководство по изготовлению кораблика изложено в сказке В. Сутеева «Кораблик». Сначала я прочитала детям сказку, затем мы подготовили материал и сделали с детьми кораблик. Также изготовление различных предметов из колес можно встретить в сказке «Разные колеса». Это тоже было использовано в моей практике.
Прочитанные произведения о солнце, мы с детьми обыгрывали в небольших этюдах, моделировали различные ситуации: солнышко лучистое, солнышко и дождик, восход солнца и др. (дети сами выступали в качестве модели)
Модель солнца
4. Формирование математических представлений.
Для закрепления количественного и порядкового счета я использовала сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», произведения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…», С. Маршака «Дама сдавала в багаж…» и др.
Сказка "Репка"
Понятие «величина» также можно формировать, опираясь на художественные произведения такие как «Под грибом», «Разные колеса» В. Сутеева.
Работа с родителями
• Консультации для родителей:
«Приобщение дошкольника к художественной литературе»
«Что и как читать детям»
• Папки-передвижки:
«Книжки в вашем доме»
«Пословицы и загадки о книгах».
Результативность работы
• Повышение у детей интереса к книге, к художественной литературе;
• Стремление детей использовать полученную информацию из книг на практике;
• Умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту и пересказывать его;
• Бережное отношение к книге;
• Повышение читательской культуры в семьях воспитанников.