Лариса Хорошева
Развитие коммуникативных навыков в интерактивной среде темной сенсорной комнаты
▼ Скачать
Самым увлекательным средством общения является человеческая речь. Речь сопровождает ребенка с самого рождения. Для ребенка очень важно, чтобы его слушали, чтобы взрослые и сверстники воспринимали его рассказы, старались понять и помочь ему правильно выразиться устно, поощряли его желание расширить словарный запас стремление к общению. В наполненной любовью подготовленной среде ребенок должен чувствовать себя защищенным и иметь возможность для естественного и спонтанного самовыражения.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков в интерактивной среде темной сенсорной комнаты» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В своем учреждении мы предприняли попытку создать такую среду, некий симбиоз интерактивного оборудования и материалов для сенсорного развития ребенка. В своей комнате мы попытались использовать элементы темной и светлой сенсорной комнаты, опираясь на принципы методики М. Монтессори. Основная идея нашей комнаты заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к саморазвитию и самообучению в специально подготовленной среде.
Наша комната – это волшебный мир, волшебный город, попадая в который ребенок и взрослый ощущает полную безопасность, комфорт, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений.
Пространство темной сенсорной комнаты в основном мы используем в рамках инклюзивного образования. Ведущей формой общения в сенсорной комнате стала игра.
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, занятия в сенсорной комнате в первую очередь направлены на формирование психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т. к. непосредственно влияет на функции организма, на способность ребенка с особыми образовательными потребностями адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет развитие коммуникативных навыков.
По формированию коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями мы выделяем три направления работы (голосовое, шепотное, молчаливое, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленной задачи. Для эффективного решения поставленных задач мы используем интерактивное оборудование темной сенсорной комнаты.
Первый блок включает голосовое общение, посредством диалога и дидактических игр. В пространстве темной сенсорной комнаты дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя необычную темную среду комнаты.
Игровые задания на развитие коммуникативных навыков через голосовое общение, посредством диалога и дидактических игр.
Цветотерапия (аквалампа, оптоволоконная лампа)
Цель: стимулировать и развивать умение ребенка соотносить цвет с настроением, развивать мышление, воображение и речь.
1. Ребенок говорит, какое настроение у него вызывает тот или иной цвет воды.
2. Ребенок рассказывает о том, как изменилось его настроение после наблюдения за всеми цветами воды.
Сказкотерапия (аквалампа, оптоволоконная лампа, «звездное небо»)
Цель: развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить цвет с настроением.
1. Ребенок сочиняет сказку о приключениях основываясь на увиденном.
2. Ребенок придумывает историю о том, как меняется характер героев в зависимости от цвета.
Волшебный мостик (сенсорная дорожка)
Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.
Ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки.
Второй блок - шепотное общение с использованием светоэффектов. Здесь строится работа в парах, используется артикуляционная гимнастика. Данное направление позволяет формировать навык контроля над партнером, развивает силу голоса.
Игровые задания на развитие коммуникативных навыков через шепотное общение, посредством артикуляционных игр в парах.
Клоуны (зеркало)
Цель: создание бодрого настроения, развитие мимики и пантомимики.
Один ребенок – «клоун» - старается развеселить другого ребенка с помощью мимики и жестов. Партнер повторяет движение за «клоуном» :
- указательным пальцем нажимает на кончик носа;
- растягивает уголки губ;
- ладонью одной руки машет из-за головы, другой – чешет нос;
- показывает длинный нос, с помощью ладоней;
- изображает смешную мордочку обезьянки.
Отгадай настроение (зеркало)
Цель: развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение.
Одному ребенку даются карточки с изображениями лиц детей с разным настроением. Ребенок показывает настроение, изображенное на карточке, а второй угадывает его.
Третий блок - молчаливое общение, посредством психогимнастики. Формируются отдельные навыки поведения, исправления неадекватных эмоций.
Игровые задания на развитие коммуникативных навыков через молчаливое общение, посредством психогимнастики.
Танец рыбок (аквалампа, ультрафиолетовая лампа)
Цель: развивать произвольное внимание, воображение.
Ребенок внимательно наблюдает за плавными движениями рыбок в воде, а потом старается передать похожие движения с помощью белых платков.
Праздник на морском дне (аквалампа)
Цель: создание радостного настроения, развитие воображения.
Дети наблюдают за изменениями цвета воды и движениями рыбок. Психолог обращает внимание детей на то, что цвета воды яркие, красочные, веселые – на морском дне праздник, и такое же радостное, веселое настроение должно быть у них. Затем детям предлагают потанцевать под музыку и показать, как веселятся рыбки.
Сон в летнюю ночь (Звездное небо)
Звуковое сопровождение упражнения: «Ночная симфония». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.
Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…
Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится веселым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…
Водопад (Панно «Живая вода»)
Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды». Дети сидят на мягких матах.
Сядьте удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали. Представьте себе, что мы с вами находимся под небольшим водопадом. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, ручкам и ножкам. Вода стекает и продолжает свой бег дальше.
Давайте немного посидим под водопадом и представим, что вместе с водой от нас уплывают все страхи, грусть и неприятности. А мы остаемся сидеть чистыми, бодрыми, веселыми и полными сил. Мы благодарны водичке за то, что она омыла нас. Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.
Волшебный дождь (Звездный дождь, аромалампа)
Звуковое сопровождение упражнения «Шум дождя». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие. Зажигается аромалампа.
Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали. Начинается волшебный дождь.
Мы лежим на поляне и начинается дождь. Капельки дождя струятся по глазам, по носику, по щекам, спускается на шею. Мы лежим и отдыхаем под ласковым, летним дождем. Капельки дождя переливаются и сверкают, они стекают по рукам, словно гладят их. Потом текут по ногам. Вам легко и приятно. Руки и ноги расслаблены. Дышится легко, ровно и глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Дождь волшебный наблюдали.
Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться и прогнуться!
Всем друг другу улыбнуться!
Солнечные зайчики (Зеркальный шар с профессиональным источником света)
Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.
Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Зайчики скользят по носику, с носика прыгают на щечку, и подарил нам тепло и спокойствие. Попробуйте погладить зайчиков. Зайчикам нравятся наши прикосновения. Вы понравились солнечным зайчикам и они подарили нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчиков и нежно погладим их.
Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой и улыбнитесь друг другу.
Ожидаемые результаты
В нашем образовательном образовательном учреждении сенсорная комната функционирует недавно, но уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-развивающей работы. Мы предполагаем, что работа в сенсорной комнате окажет благотворное влияние на развитие произвольного внимания, воображения, сенсомоторных и коммуникативных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Эффективность работы в сенсорной комнате отслеживается общей диагностикой ребенка и наблюдением за его поведением в различных ситуациях.