Людмила Ишеева
Сообщение «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к искусству»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
А «рука – это своего рода внешний мозг», так сказал Кант и поэтому рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга.
Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, имеет большое значение для умственного развития детей.
Публикация «Сообщение „Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к искусству“» размещена в разделах
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связано с развитием речи.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Разнообразный материал (наглядный, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.
Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслению процессов изображения.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.
Так, если кому – то из детей не положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами и объясняет свои действия.
Например, во время рисования ребенок объясняет: «Беру карандаш, веду линию, рисую мяч». Или: «Кисточка грязная. Вымою грязную кисть. Кисточка стала чистая».
На занятиях лепкой дети объясняют последовательность действий, например, при лепке чашки: «Раскатываю шар, расплющиваю его, приподнимаю края, делаю углубление, сглаживаю поверхность, раскатываю палочку, примазываю ручку». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй солнышко, небо».
Взаимосвязь рисования с работой по развитию речи детей очень важна. На занятиях по развитию речи и в свободное время в детском саду детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения. В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессе изображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и их фантазия. Ребята стремятся по-своему передать сказочные и стихотворные образы, выразить отношения к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало. И занятия по изобразительной деятельности в свою очередь способствуют развитию речи детей, обогащая ее образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления, фактов.
Например, показываю детям картину И. Левитана «Золотая осень» и зачитываю два-три описания природы. После прослушивания каждого текста они решают: подходит ли оно к изображению. Или: одновременно показываю несколько иллюстраций, затем зачитываю два-три описания природы.
После прослушивания каждого дети выбирают подходящее изображение и объясняют свой выбор. Если не для всех описаний находилась соответствующая иллюстрация, предлагаю подумать, что можно изобразить и как воплотить замысел в рисунке. Здесь необходимо помочь в выборе сюжета и средств выразительности (цвет, техника, композиция и т. д., обратить внимание на те средства, которые использовали художники.
Постепенно можно переходить к индивидуализации рисунков и рассказов. Например, предлагаю такое задание: «Придумай историю про грустного (веселого) мальчика и нарисуй ее». Во время рисования ребенок решает не только изобразительные задачи, но и придумывает свой будущий рассказ. Когда он его озвучивает, рисунок служит наглядной опорой.
Многие дети могут изобразить и передать состояние не только вымышленного героя, но и свое собственное. Например, на тему «Мое настроение» Маша передала свою радость, изобразив цветы, и закрасила фон в яркие, сочные краски. На рисунках с изображением радости дети использовали теплые тона, а грусти и печали – холодные.
Сочинение рассказа к своему рисунку способствует раскрытию эмоциональных переживаний героя во времени, вскрывает мотивы зарождения изобразительного замысла, личные переживания. Иногда ребенок в рассказе описывает действие, которого нет на рисунке, но которое было представлено им в первоначальном замысле.
Например, на рисунке мальчика изображен котенок на поле. Мальчик составил рассказ: Сидел котенок на поле, увидел птичку и спросил: «Птичка, как тебя зовут?». Птичка сказала: «Синичка». «Подлети ко мне», сказал котенок, но птичка знала, что котята хитрые и сказала: «Не полечу», махнула хвостиком и улетела. Но на рисунке мальчика птицы не было совсем.
Или недавно был пример: Игорь Аткин нарисовал дом. Но потом в конце занятия он его весь закрасил черной и красной краской. Когда я его спросила, зачем ты это сделал. Он ответил, что дом сгорел, когда был пожар. Артем Афанков. Рисовали животных в зоопарке. Клетка. Но он смог объяснить, что был слон, но кто – то ночью открыл клетку и слон убежал. Фантазия.
Рисунки из личного опыта дети сопровождают собственными рассказами («Праздник в детском саду», «Мой выходной день дома», «Мой любимый город» и т. д.). В ходе выполнения таких заданий дошкольникам представляется полная свобода творчества.
Важнейшими художественно-выразительными средствами являются цвет, цветовые сочетания красок. Дети очень рано обращают внимание на окраску предметов. Сначала они воспринимают только теплые цвета, а затем к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Когда два цвета вплотную прилегают друг другу, ребенок видит их одинаковость или неодинаковость, например, в таких играх: "Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета", "Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета". В игре «Составь букет» дети учатся различать несколько оттенков и использовать названия оттенков цвета в своей речи. Много игр по цветовосприятию в книге Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», которую я использую в своей работе. В процессе изобразительной деятельности, формирую у детей словесное творчество, расширяю словарный запас, развиваю активное восприятие художественного слова, воспитываю поэтический слух, учу детей замечать художественную форму, обогащаю речь образными выражениями: "Сказочно-красив", "звездочки-снежинки", "багрово – красный закат" и т. д. При рассматривании репродукций, картин, оказываю помощь в определении сюжета и средств выразительности (цвет, техника, композиция, учу детей обращать внимание на средства, которые используют художники.
Усвоив цветовой спектр, дети могут воспринимать любые сравнения, оттенки: "белоносые грачи", "сорока-белобока", "золотые одуванчики", им стали понятны глаголы "посинеешь", "зазеленеешь", они используют подобные слова в своей речи.
"В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок я несу"
"Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей"
Веселым, увлекательным занятием для детей являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Потому что именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. И если мы хотим, чтобы наши дети хорошо разговаривали, быстро и легко учились, ловко выполняли любую, самую тонкую работу, - необходимо развивать его руки : пальцы и кисти. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. На каждом занятии по изобразительной деятельности мы сопровождаем движения пальчиков речью; пальчиковые игры дети выполняют всегда с большим удовольствием.
Литература:
1. Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова. - СПб. : Детство-ПРЕСС, 2002.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2002.- 368 с.
3. Дубровская А. В. Приглашение к творчеству [Текст] / А. В. Дубровская. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.
4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1984.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
А «рука – это своего рода внешний мозг», так сказал Кант и поэтому рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга.
Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, имеет большое значение для умственного развития детей.
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связано с развитием речи.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Разнообразный материал (наглядный, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.
Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслению процессов изображения.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.
Так, если кому – то из детей не положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами и объясняет свои действия.
Например, во время рисования ребенок объясняет: «Беру карандаш, веду линию, рисую мяч». Или: «Кисточка грязная. Вымою грязную кисть. Кисточка стала чистая».
На занятиях лепкой дети объясняют последовательность действий, например, при лепке чашки: «Раскатываю шар, расплющиваю его, приподнимаю края, делаю углубление, сглаживаю поверхность, раскатываю палочку, примазываю ручку». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй солнышко, небо».
Взаимосвязь рисования с работой по развитию речи детей очень важна. На занятиях по развитию речи и в свободное время в детском саду детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения. В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессе изображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и их фантазия. Ребята стремятся по-своему передать сказочные и стихотворные образы, выразить отношения к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало. И занятия по изобразительной деятельности в свою очередь способствуют развитию речи детей, обогащая ее образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления, фактов.
Например, показываю детям картину И. Левитана «Золотая осень» и зачитываю два-три описания природы. После прослушивания каждого текста они решают: подходит ли оно к изображению. Или: одновременно показываю несколько иллюстраций, затем зачитываю два-три описания природы.
После прослушивания каждого дети выбирают подходящее изображение и объясняют свой выбор. Если не для всех описаний находилась соответствующая иллюстрация, предлагаю подумать, что можно изобразить и как воплотить замысел в рисунке. Здесь необходимо помочь в выборе сюжета и средств выразительности (цвет, техника, композиция и т. д., обратить внимание на те средства, которые использовали художники.
Постепенно можно переходить к индивидуализации рисунков и рассказов. Например, предлагаю такое задание: «Придумай историю про грустного (веселого) мальчика и нарисуй ее». Во время рисования ребенок решает не только изобразительные задачи, но и придумывает свой будущий рассказ. Когда он его озвучивает, рисунок служит наглядной опорой.
Многие дети могут изобразить и передать состояние не только вымышленного героя, но и свое собственное. Например, на тему «Мое настроение» Маша передала свою радость, изобразив цветы, и закрасила фон в яркие, сочные краски. На рисунках с изображением радости дети использовали теплые тона, а грусти и печали – холодные.
Сочинение рассказа к своему рисунку способствует раскрытию эмоциональных переживаний героя во времени, вскрывает мотивы зарождения изобразительного замысла, личные переживания. Иногда ребенок в рассказе описывает действие, которого нет на рисунке, но которое было представлено им в первоначальном замысле.
Например, на рисунке мальчика изображен котенок на поле. Мальчик составил рассказ: Сидел котенок на поле, увидел птичку и спросил: «Птичка, как тебя зовут?». Птичка сказала: «Синичка». «Подлети ко мне», сказал котенок, но птичка знала, что котята хитрые и сказала: «Не полечу», махнула хвостиком и улетела. Но на рисунке мальчика птицы не было совсем.
Или недавно был пример: Игорь Аткин нарисовал дом. Но потом в конце занятия он его весь закрасил черной и красной краской. Когда я его спросила, зачем ты это сделал. Он ответил, что дом сгорел, когда был пожар. Артем Афанков. Рисовали животных в зоопарке. Клетка. Но он смог объяснить, что был слон, но кто – то ночью открыл клетку и слон убежал. Фантазия.
Рисунки из личного опыта дети сопровождают собственными рассказами («Праздник в детском саду», «Мой выходной день дома», «Мой любимый город» и т. д.). В ходе выполнения таких заданий дошкольникам представляется полная свобода творчества.
Важнейшими художественно-выразительными средствами являются цвет, цветовые сочетания красок. Дети очень рано обращают внимание на окраску предметов. Сначала они воспринимают только теплые цвета, а затем к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Когда два цвета вплотную прилегают друг другу, ребенок видит их одинаковость или неодинаковость, например, в таких играх: "Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета", "Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета". В игре «Составь букет» дети учатся различать несколько оттенков и использовать названия оттенков цвета в своей речи. Много игр по цветовосприятию в книге Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», которую я использую в своей работе. В процессе изобразительной деятельности, формирую у детей словесное творчество, расширяю словарный запас, развиваю активное восприятие художественного слова, воспитываю поэтический слух, учу детей замечать художественную форму, обогащаю речь образными выражениями: "Сказочно-красив", "звездочки-снежинки", "багрово – красный закат" и т. д. При рассматривании репродукций, картин, оказываю помощь в определении сюжета и средств выразительности (цвет, техника, композиция, учу детей обращать внимание на средства, которые используют художники.
Усвоив цветовой спектр, дети могут воспринимать любые сравнения, оттенки: "белоносые грачи", "сорока-белобока", "золотые одуванчики", им стали понятны глаголы "посинеешь", "зазеленеешь", они используют подобные слова в своей речи.
"В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок я несу"
"Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей"
Веселым, увлекательным занятием для детей являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Потому что именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. И если мы хотим, чтобы наши дети хорошо разговаривали, быстро и легко учились, ловко выполняли любую, самую тонкую работу, - необходимо развивать его руки : пальцы и кисти. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. На каждом занятии по изобразительной деятельности мы сопровождаем движения пальчиков речью; пальчиковые игры дети выполняют всегда с большим удовольствием.
Литература:
1. Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова. - СПб. : Детство-ПРЕСС, 2002.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2002.- 368 с.
3. Дубровская А. В. Приглашение к творчеству [Текст] / А. В. Дубровская. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.
4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1984.