Елена Балунова
Развитие художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Воспитатель второй категории МДОУ №15»Ручеек» г Ртищево Саратовской области, Балунова Елена Юрьевна.
Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В. А. Сухомлинский.
В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.
Работая по теме самообразования: «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» я убедилась, что дети любят рисовать не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться
Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество»,вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными,у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Дети обожают сюрпризы, поэтому деятельность такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и сам находит сходство с чем – либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси - лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т. д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Создание коллажей имеет большое значение для гармоничного развития. Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
В своей работе я использую игры на развитие творческой активности.
1. Игровые упражнения «Простые рисунки».
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать определенного значения. Правила игры просты: Нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.
2. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснея». Рисовать этим способом очень легко. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем все что хочешь.
3. Дидактическая игра «Рисование нитками» развивает мелкую моторику рук, воображение, фантазию.
4. Дидактические игры «Создай картину» и «Отгадай картину» учат различать виды живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала со второй младшей группы.
Основные техники используемые в этом возрасте :
1. Рисование пальчиками, ладошками.
2. Риссованиетычками из поролона, ватными палочками.
3. Печатание листьями.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«СОЛНЫШКО, КОТОРОЕ МНЕ СВЕТИТ»
Программное содержание:
Познакомить с техникой печатания ладошками.
Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка.
Вызвать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками.
Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Материал:Листы голубой бумаги (50х50 см) с кругом желтого или оранжевого цвета посередине; краски гуашь (желтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой, печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей поиграть с солнышком (на ковре, читает потешку:
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Дети садятся за столы. Воспитатель показывает эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках. Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный прием «погладь пальчиком лучики». Воспитатель знакомит с понятием красный, желтый, оранжевый цвет, «теплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики оттисками печатки из картофеля или ладошки.
Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях воспитатель показывает способ создания изображения индивидуально (показывает, как быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся работы.
- Выберите самое разноцветное солнышко, самое веселое, самое румяное и т. д.
Физкультминутка: Подвижная игра «Солнышко и дождик».
В игре используются детские рисунки : если воспитатель показывает картинку с изображением солнышка, то дети «гуляют на полянке»; если открывает зонтик – все дети прячутся под зонтик от дождя. Игра проводится 2 – 3 раза
ИТОГ
В средней группе добавляется:
1. Рисование свечой.
2. Оттиск пробкой, поролона, пенопласта.
Тема : У мурки день рождения
Программные задачи:
1. Закрепить знания у детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, овал, полуовал, о цвете (основные оттенки).
2. Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур.
3. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом : при помощи ватных палочек.
4. Развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.
5. Воспитывать аккуратность при роботе с красками, клеем, вызвать желание помочь герою.
Методические приемы:
Вопросы, ответы детей, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент, отгадание загадок, художественные слова, анализ работы.
Предварительная работа :
Беседа про своих кошек, занятия по конструированию, изучение пальчиковую гимнастику.
Материалы:
Клей, ватные палочки, краски синего, желтого, красного, зеленого цвета, салфетки, лист альбома, геометрические фигуры 1 большой треугольник, 2 маленьких треугольника, круг, овал, полуовалов.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Но есть ещё одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:
Острые ушки, на лапках, подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Кто это? Правильно. Посмотрите, какая кошка Мурка пришла к нам.
Красивая, но грустная. И я знаю, почему. А вы хотите узнать, ребята? Тогда скажите, вы любите день рождения? А за что?
Ответы детей :
Воспитатель:
День рождения – веселый праздник, которого все ждут с нетерпением. Вои и у нашей Мурки сегодня день рождение. И й тоже хочется, чтобы к ней пришли гости, подарили подарки. А в подарок она хочет получить много воздушных шариков. Но беда в том, что у Мурки совсем нет друзей, некому прийти к ней в гости и подарить ей воздушные шарики. Когда я узнала все это, мне стало жаль Мурку и захотелось ей помочь. Ребята, давайте вместе поможем нашей кошечке найти друзей. Но начало, чтобы хоть немного развеселить Мурку, давайте превратим наши пальчики в котят и поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика
Вот пятеро котят.
Один ушел – и нет его.
Котят осталось четверо.
Один ночной порою на дерево залез –
Котят осталось трое.
Но где – то запищал
Мышонок тонко – тонко
Котенок услыхал –
Осталось два котенка.
Один из них с мячом
Исчез в дверях бесследно.
А самый умный тот,
Оставшийся, последний –
Лакать за пятерых
Стал молоко из миски.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на Мурку повнимательнее. Ведь ее тело состоит из геометрических фигур, назовите их.
Дети: из большого треугольника, двух маленьких круга, овалов и полуовалов.
Воспитатель: посмотрите на свои подносы и скажите – какие фигуры лежат у вас (дети перечисляют). Как вы думаете, сможем ли мы из них выложить кошек? Давайте попробуем.
Дети выкладывают кошек на листе бумаги.
Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета кошки. А как вы думаете, для чего у нас на столе краски? А палочки ватные.
Дети чтобы нарисовать воздушные шарики.
Воспитатель: А какой формы бывают шарики?
Дети отвечают.
Воспитатель: но сначала вы наклейте кошечек на лист бумаги.
Воспитатель напоминает детям правила работы с клеем и рисования ватными палочками.
Воспитатель (после выполнения работы) : ребята, мне кажется, теперь у Мурки будет много друзей. Каких замечательных кошек вы сделали. А сколько шариков нарисовали. У нашей Мурки будет веселый день рождения! Пора поздравить ее. Подходите и поздравляйте
Дети рисуют работы, а воспитатель размещает их рядом с Муркой.