Приложение МААМ

Формирование предпосылок к учебной деятельности у дошкольников

Елена Свириденко
Формирование предпосылок к учебной деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема собрания: «Формирование предпосылок к учебной деятельности у дошкольников»

Цель: формирования предпосылок к учебной деятельности у ребенка-дошкольника 6-7 лет посредством использования игры.

Повестка:

1. Что такое «предпосылки к учебной деятельности»? (презентация, результаты анкетирования родителей.

2. Развиваем, игра (какие игры помогают подготовиться к школе) – лекция и просмотр видео игр с детьми, обсуждение.

3. Игры дома (для всей семьи, для ребенка и друзей, которые помогут готовиться к школе. Рекомендации и советы педагога.

4. Разное

Публикация «Формирование предпосылок к учебной деятельности у дошкольников» размещена в разделах

Добрый вечер, уважаемые родители, давайте все встанем в круг для приветствия (приё м: «Игра в мяч» родители и педагог встают в круг. Воспитатель берет мяч и бросает его одному из участников мяч и говорит «Я здесь потому, что хочу вам рассказать о предпосылках к учебной деятельности» и т. д.

или

Игра "Да – нет"

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да" и хлопнуть в ладоши, если вы согласны с моим высказыванием и просто "нет", если не согласны.

-Скажите громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да)

-С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

-Я вас понимаю. Как быть, господа? Проблемы деток решать нужно нам? (да)

-Дайте мне тогда ответ. Помочь, откажитесь нам? (нет)

-Последнее спрошу вас я. Активными все будем? (да)

Результаты анкетирования родителей ( К родительскому собранию на тему: «Формирование предпосылок к учебной деятельности у дошкольников»)

1 Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?

2 Как вы думаете, какие навыки и умения должен приобрести ваш ребенок в

детском саду перед поступлением в школу?

3 Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?

4 Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:

А) ребенок знает буквы и цифры;

Б) умеет читать;

В) умеет писать;

Г) знает много стихотворений;

Д) ребенок хорошо развит физически;

Е) умеет находить контакт со сверстниками;

Ж) достаточно легко вступает в общение со взрослым;

З) способен выполнять задания, требующие проявления волевых усилий;

И) проявляет активный интерес к школе и школьной жизни;

К) много говорит о предстоящей учебе в школе;

Л) проявляет желание скорее пойти в школу;

М) другое.

5 Готовите ли вы своего ребенка к обучению в школе и как?

6. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

7. Отражает ли он полученные впечатления, знания о школе в разных видах

деятельности? Приведите примеры

8. Вы определились, в какую школу пойдет ваш ребенок?

9. Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?

Анализ анкетирования родителей по теме

«Подготовка ребенка к обучению в школе»

Вопросов в анкете было 9

Количество родителей, принявших участие в анкетировании 14,что составило 70%

В анкете было 9 вопросов, по ответам на которые мы хотели узнать о том, что волнует родителей при подготовке к школе, по какому принципу выбрана школа, как готовят детей к школе дома, вызывает ли беспокойство приближающаяся школьная жизнь, нормальное ли физическое развитие имеют дети, всё ли устраивает в подготовке дошкольного учреждения и др.

1 Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?

На этот вопрос

25% ответили – внимательными и серьезными

30% - готовым к школе.

20%- заинтересованным

15%- успешным и целеустремленным

2 Как вы думаете, какие навыки и умения должен приобрести ваш ребенок в

детском саду перед поступлением в школу?

По второму вопросу

70%- умение общаться со сверстниками и умение излагать свои мысли.

20% - умение считать и читать простые слова.

10%- он должен играть.

3 Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?

На этот вопрос

65% - ответили «да»

25%- частично

10% - нет.

4 Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:

А) ребенок знает буквы и цифры – 95%

Б) умеет читать -85%

В) умеет писать – 21%

Г) знает много стихотворений – 5%

Д) ребенок хорошо развит физически - 39%

5 Готовите ли вы своего ребенка к обучению в школе и как?

На этот вопрос

20% - ответили на нет

80% - ответили «да», разговариваем каждый день.

6 Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

- обучению чтению – 50%

- обучению счету – 20%

-- игры на развитие памяти, воображения, внимания, речи – 20%

- Рисованием – 5%

- книгами- 5 %

7. Отражает ли он полученные впечатления, знания о школе в разных видах

деятельности? Приведите примеры

84% - в игре.

10% - нет

6% - редко.

8. Вы определились, в какую школу пойдет ваш ребенок?

85% - да

15% - думаем

9. Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?

80% - меня ничего не беспокоит

20% - плохо читает и письмо

В целях исключения некорректных сведений, данное анкетирование проводилось анонимно. После проведенного анализа можно уверенно сказать, что для родителей подготовительной группы тема подготовки ребенка к школе является актуальной, но они не до конца понимают, что подразумевает под собой готовность к школе и, соответственно, свою роль и ответственность в процессе подготовки своих детей к этой важной ступени.

Из ответов мы видим, что все родители стараются готовить ребёнка к школе посильными возможностями. Это говорит о том, что каждый хочет привить необходимые качества, развить важные психические процессы. Что родителей все устраивает в подготовке дошкольного учреждения.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе.

Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.

Предпосылки учебной деятельности – это целенаправленный процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста таких новообразований в учебно-игровой деятельности, как принятие учебной задачи, овладения обобщёнными способами решения учебных задач, контроль и оценка достижения результата, которые определяют готовность к школьному обучению.

Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Предпосылками учебной деятельности являются (презентация)

-сформированность познавательного интереса;

-умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия правилу;

-самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

-контроль за способом выполнения своих действий;

-умение взаимодействовать со сверстниками.

Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е. в игре.

Именно с помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей.

Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

(Видео ролики)

2.«Игры в домашних условиях для подготовки ребенка к школе»

Обычно, когда родители занимаются домашними делами: уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др., ребенок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребенка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков, или некоторых иностранных мультфильмов). Попробуйте заниматься с ребенком даже тогда, когда кажется что сделать это не возможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

Игры на развитие мелкой моторики:

1. Если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

2. Если вы готовите яичницу, предложите ребенку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики. 3. Если вы варите макароны, предложите ребенку сделать бусы из макарон.

4. Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок можно заштриховать.

5. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

6. Предложите ребенку поиграть с пробками от бутылок. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры на развитие памяти:

1. Попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки, ребенок ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после найти отличия, а рисунок поможет ему в этом.

2. Попросите ребенка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени, например, 5 – 15 минут, а затем назвать по порядку все ваши действия. Для развития памяти так же нужно:– пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребенку;– рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слушал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);– пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспомнить, кто из героев что говорил, что делал);– смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем нарисовать, либо словесно описать.

Игры на развитие внимания:

1. Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищите предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву) на кухне, а он – в комнате.

2. Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова, читаете стихотворение, сказку или поете песню, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающиеся с буквы «К», («М», «Б» и т. д.).

3. Предложите ребенку в газете, журнале на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «А», стараясь не пропускать их (затем задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «К», подчеркнуть все буквы «О»). Для развития внимания также нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать и рисовать.

Игры на развитие речи:

1. Вы называете любое слово (существительное – название предмета, глагол – действие, прилагательное – признак, связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье – утюг, выключать, горячий). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.).

2. Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», и др.

3. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова первый слог, а ребенок должен его продолжить. Например, слова по теме кухня: Ло-ложка, ча – чайник, и т. д. Для развития речи также нужно:– чаще просить ребенка пересказывать книгу, мультфильм; рассказывать, что он делал вчера, после завтрака и т. д. ;– не разрешать ребенку употреблять в речи слова – паразиты (ну, вот, значит и т. п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание или останавливать) ;– чаще читать ребенку книги, а если ребенок уже умеет читать, то всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.

Игры на развитие мышления:

«Что общего?» предложите ребенку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. (Например, что общего между ножом и луком – нож острый, а у лука острый запах; пылесосом и веником и т. д.) Для развития мышления также нужно:– разгадывать ребусы;– составлять ребусы;– рисовать комиксы;– составлять из предложенных слов предложения;– составлять из геометрических фигур картинки.

Игры на развитие воображения:

1. Попросите ребенка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

2. Предложите ребенку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

3. Предложите ребенку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварешку) и придумать рассказ про этот предмет. Для развития воображения также нужно:– соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);– уменьшать – увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);– придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку и т. д.).

Игры на развитие пространственных представлений :

1. «Найди предмет». Играть в эту игру можно играть в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадывает предмет. Ребенок должен его найти, выполняя ваши команды ( например: шаг вперед, шаг влево, посмотри вниз т. д.). Затем ребенок загадывает предмет, вы его находите, выполняя команды ребенка.

2. Для развития пространственных представлений так же нужно :– срисовывать буквы, цифры, картинки;– рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;– играть в игру «морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы:

1. «Любимое – нелюбимое». Вы называете ребенку какое-либо действие, а ребенок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит – грусть, печаль, огорчение. Если никогда не выполнял это действие – сомнение, неизвестность ( например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, вышивать и т. д.)

2. «Ожившие предметы». Предложите ребенку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, у кого самое плохое настроение и почему.

Игры на развитие мотивационной готовности:

1. «Загадки на школьную тему». В случае, если ребенок затрудняется с ответом, необходимо вместе с ним вспомнить, какие предметы нужны для школы, стараясь, чтобы большинство предметов ребенок назвал сам. Если же ребенку непонятна сама суть загадки, то следует вместе с ним разобрать ее построчно.

2. «Продолжи предложение». Предложите ребенку ответить на вопросы: как обращаются к учительнице? Что такое урок? Как узнают, что начинается урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Что такое школьный дневник? и д.

Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми. Не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.

д.

Для развития мотивации учения в школе почаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ваши приятные воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

Ни в коем случае взрослые не пугайте ребенка-дошкольника школой, учебой.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

• четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

• занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;

• во время игры дать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего;

• варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

• обязательно поощрять победителя игры.

Приемы завершения родительского собрания

«Слово дня» - предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

Решение собрания:

1. Учитывать возрастные особенности ребенка, а также рекомендации педагога при выборе игр, содействующих интеллектуальному развитию ребёнка.

2. Поощрять самостоятельность ребенка при выполнении игровых заданий.

3. Включаться в дела ДОУ, обеспечивающие подготовку детей к школе.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование предпосылок к учебной деятельности у дошкольников
Опубликовано: 1 июня 2021 в 16:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок к учебной деятельности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Свириденко (УИ 36022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД