Екатерина Зайцева
Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать
Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ
Учитель-логопед 1 кв. категории
Зайцева Екатерина Петровна
МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка»
комбинированного вида г. Орска»
«Когда у нас в голове добрые мысли,
мы видим вокруг себя сказку»
Публикация «Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
Методика использования сказки в образовательном процессе очень широка. Сказки сопровождают ребенка с самого рождения и несут в себе не только волшебство, но и поучительный момент.
Это универсальное средство, которое можно использовать для дошкольников любой возрастной категории и для любой нозологии. Вместе со сказочными персонажами дети переживают весь спектр эмоций: радость, грусть, сопереживание и даже злость.
Спектр детей с которыми работает учитель-логопед различен, но общим для всех детей с ОВЗ является неточный активный словарь и скудный запас пассивного словаря. Эти нарушения значительно утяжеляют речевую симптоматику. И чтобы решить этот острый вопрос нужно не просто наладить процесс обучения и уточнения терминов и понятий, но в первую очередь заинтересовать ребенка с ОВЗ. Положительный окрас деятельности рождает позитивный отклик в сознании ребенка и тем самым закрепляет полученные знания.
Таким образом, целью использования сказкотерапии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ является повышение эффективности деятельности по совершенствованию всех компонентов речевой деятельности, повышения интереса к занятиям и коррекционному процессу в целом.
Задачи, которые решает сказкотерапия различны :
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;
- развитие фонематического восприятия;
- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
- расширение и активизация словаря;
- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;
- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Воспитательные задачи:
-воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Всю методику сказкотерапии условно можно разделить на следующие элементы:
- превращение занятия в сказочный сюжет;
-привлечение для решения поставленной образовательной задачи сказочного героя;
- употребление фрагмента из сказки (присказка, крылатое выражение и т. д.);
-придумывание детьми сказочного сюжета.
В зависимости от посталенных педагогом задач по применению сказкотерапии, сказки различают по видам, например:
- медиативные;
-художественные;
-дидактические;
- психотерапевтические;
-психокоррекционные.
Медиативные сказки особенны тем, что в них отсутствет отрицательный герой и нацелены эти сказки на освобожение ребенка от психоэмоционального напряжения.
С помощью художественной сказки педагог решит задачу о нравственном воспитании, а так же познакомит дошкольников с вековой мудростью народа.
Передаче новых знаний и умений в форме учебной задачи поспособствует дидактическая сказка.
Психотерапевтические сказки предполагают всестороннее проживание сюжета сказки через рефлексию : рисование, лепку, изготовление различных поделок, а так же возможно проигрывание сказки и постановки спектакле. Обязательно выговориться и обсудить спектр проявленных эмоций.
А вот мораль психокоррекционных сказок может не обсуждаться, давая возможность побыть наедине со своими мыслями.
Для решения коррекционно-образовательных задач подойдут такие дидактические сказки, как:
-артикуляционные (Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»);
-пальчиковые (О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры»);
-фонетические (Е. М. Косинова «Логопедические игры и упражнения»);
-лексико-грамматические (Е. Левчук «Грамматика в сказках и истриях»);
-для формирования связной речи (русский – народный фольклор, художественные сказки);
- для обучения грамоте (М. С. Аромштам «Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте»).
Сказкотерапия помогает педагогу в работе не только с детьми, но и с их родителями. Как бы это ни звучало, но взрослые – такие же дети. Помните высказывание из аллегорической повести-сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «Ведь все взрослые сначала были детьми, но только мало кто из них о этом помнит».
Это высказывание как нельзя кстати освещает процесс взросления – выросли взрослые, а вместе со взрослыми выросли и их игрушки, фантазии и конечно страхи и сомнения. Весь этот багаж накладывает свои отпечатки теперь уже на новых детей – детей этих повзрослеших взрослых и вот здесь происходит разное.
Работа логопеда не ограничивается взаимодействием с детьми. Родители так же должны быть влючены в коррекционно-образовательный процесс. Как и дети, родители по-разному реагируют на новую инфомацию. Часто они бывают напуганы, обескуражены результатами психолого-медико - педагогической комиссии и их поведение напрямую об этом говорит. Родители часто бывают измотаны физичеки и морально из-за того, что не знают как помочь преодолеть недуг любимому чаду. Опускаются руки, все дела пускаются на самотек или наоборот, происходит бурный всплеск, уверение специалистов, что у ребенка все хорошо, только немного он не такой. Но к каждой реакции взрослых нужно относиться с пониманием, будь это негативизмы или безсилье.
В данной ситации логопеду могут помочь психотерапевтические сказки. Подборка таких сказок была опубликована проектом «Крыло ангела» и включает в себя серию из пяти сказок : о детях с синдромом Дауна «Солнечный цветок», о детях с аутизмом «Волчонок», о детях с ДЦП «Птичка в клетке», сказка о детях с онкозаболеваниями «Ванечка», сказка о детях получивших увечья в результате несчастного случая «Путеводная звезда». Эти сказки представлены в виде видеороликов с элементами пескотерапии. Они позволяют родителям особенных детей взглянуть на собсвенные проблемы с другой стороны.
Еще один автор прекрасных терапевтических сказок Анна Семироль. Ее произведение «Крылатый щенок» заставляет окунуться в те страшные моменты, когда рожденный с особенностями щенок сталкивается с миром один на один. Это очень трогательная и поучительная история.
Терапевтическая сказка «Невидимый слон»Анны Анисимовой знакоим нас с миром маленькой слепой девочки. И ее мир совсем не темный, а даже очень интересный и веселый – подстать маленькой непоседе.
Ну и не стоит забывать о классической литературе, потому что проблема людей с ОВЗ не нова. Очень трогательная и эмоциональная повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант» расскажет о становлении юного героя и приоткрывает тему смысла человеческой жизни.
Использованная литература:
1. Аромштам М. С. «Азбучные сказки. Начальный курс обучения детей грамоте детей от пяти лет»
2. Защиринская О. В. «Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия»
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству».Теория и практика сказкотерапии.
4. Ткач Р. М. «Психотерапевтические сказки и игры»
5. Черняева С. А. «Терапевтические сказки и игры»