МААМ-картинки

Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ

Екатерина Зайцева
Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать

Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ

Учитель-логопед 1 кв. категории

Зайцева Екатерина Петровна

МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка»

комбинированного вида г. Орска»

«Когда у нас в голове добрые мысли,

мы видим вокруг себя сказку»

Публикация «Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах

Методика использования сказки в образовательном процессе очень широка. Сказки сопровождают ребенка с самого рождения и несут в себе не только волшебство, но и поучительный момент.

Это универсальное средство, которое можно использовать для дошкольников любой возрастной категории и для любой нозологии. Вместе со сказочными персонажами дети переживают весь спектр эмоций: радость, грусть, сопереживание и даже злость.

Спектр детей с которыми работает учитель-логопед различен, но общим для всех детей с ОВЗ является неточный активный словарь и скудный запас пассивного словаря. Эти нарушения значительно утяжеляют речевую симптоматику. И чтобы решить этот острый вопрос нужно не просто наладить процесс обучения и уточнения терминов и понятий, но в первую очередь заинтересовать ребенка с ОВЗ. Положительный окрас деятельности рождает позитивный отклик в сознании ребенка и тем самым закрепляет полученные знания.

Таким образом, целью использования сказкотерапии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ является повышение эффективности деятельности по совершенствованию всех компонентов речевой деятельности, повышения интереса к занятиям и коррекционному процессу в целом.

Задачи, которые решает сказкотерапия различны :

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;

- развитие фонематического восприятия;

- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

- расширение и активизация словаря;

- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.

Коррекционно - развивающие задачи:

- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Воспитательные задачи:

-воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Всю методику сказкотерапии условно можно разделить на следующие элементы:

- превращение занятия в сказочный сюжет;

-привлечение для решения поставленной образовательной задачи сказочного героя;

- употребление фрагмента из сказки (присказка, крылатое выражение и т. д.);

-придумывание детьми сказочного сюжета.

В зависимости от посталенных педагогом задач по применению сказкотерапии, сказки различают по видам, например:

- медиативные;

-художественные;

-дидактические;

- психотерапевтические;

-психокоррекционные.

Медиативные сказки особенны тем, что в них отсутствет отрицательный герой и нацелены эти сказки на освобожение ребенка от психоэмоционального напряжения.

С помощью художественной сказки педагог решит задачу о нравственном воспитании, а так же познакомит дошкольников с вековой мудростью народа.

Передаче новых знаний и умений в форме учебной задачи поспособствует дидактическая сказка.

Психотерапевтические сказки предполагают всестороннее проживание сюжета сказки через рефлексию : рисование, лепку, изготовление различных поделок, а так же возможно проигрывание сказки и постановки спектакле. Обязательно выговориться и обсудить спектр проявленных эмоций.

А вот мораль психокоррекционных сказок может не обсуждаться, давая возможность побыть наедине со своими мыслями.

Для решения коррекционно-образовательных задач подойдут такие дидактические сказки, как:

-артикуляционные (Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»);

-пальчиковые (О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры»);

-фонетические (Е. М. Косинова «Логопедические игры и упражнения»);

-лексико-грамматические (Е. Левчук «Грамматика в сказках и истриях»);

-для формирования связной речи (русский – народный фольклор, художественные сказки);

- для обучения грамоте (М. С. Аромштам «Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте»).

Сказкотерапия помогает педагогу в работе не только с детьми, но и с их родителями. Как бы это ни звучало, но взрослые – такие же дети. Помните высказывание из аллегорической повести-сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «Ведь все взрослые сначала были детьми, но только мало кто из них о этом помнит».

Это высказывание как нельзя кстати освещает процесс взросления – выросли взрослые, а вместе со взрослыми выросли и их игрушки, фантазии и конечно страхи и сомнения. Весь этот багаж накладывает свои отпечатки теперь уже на новых детей – детей этих повзрослеших взрослых и вот здесь происходит разное.

Работа логопеда не ограничивается взаимодействием с детьми. Родители так же должны быть влючены в коррекционно-образовательный процесс. Как и дети, родители по-разному реагируют на новую инфомацию. Часто они бывают напуганы, обескуражены результатами психолого-медико - педагогической комиссии и их поведение напрямую об этом говорит. Родители часто бывают измотаны физичеки и морально из-за того, что не знают как помочь преодолеть недуг любимому чаду. Опускаются руки, все дела пускаются на самотек или наоборот, происходит бурный всплеск, уверение специалистов, что у ребенка все хорошо, только немного он не такой. Но к каждой реакции взрослых нужно относиться с пониманием, будь это негативизмы или безсилье.

В данной ситации логопеду могут помочь психотерапевтические сказки. Подборка таких сказок была опубликована проектом «Крыло ангела» и включает в себя серию из пяти сказок : о детях с синдромом Дауна «Солнечный цветок», о детях с аутизмом «Волчонок», о детях с ДЦП «Птичка в клетке», сказка о детях с онкозаболеваниями «Ванечка», сказка о детях получивших увечья в результате несчастного случая «Путеводная звезда». Эти сказки представлены в виде видеороликов с элементами пескотерапии. Они позволяют родителям особенных детей взглянуть на собсвенные проблемы с другой стороны.

Еще один автор прекрасных терапевтических сказок Анна Семироль. Ее произведение «Крылатый щенок» заставляет окунуться в те страшные моменты, когда рожденный с особенностями щенок сталкивается с миром один на один. Это очень трогательная и поучительная история.

Терапевтическая сказка «Невидимый слон»Анны Анисимовой знакоим нас с миром маленькой слепой девочки. И ее мир совсем не темный, а даже очень интересный и веселый – подстать маленькой непоседе.

Ну и не стоит забывать о классической литературе, потому что проблема людей с ОВЗ не нова. Очень трогательная и эмоциональная повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант» расскажет о становлении юного героя и приоткрывает тему смысла человеческой жизни.

Использованная литература:

1. Аромштам М. С. «Азбучные сказки. Начальный курс обучения детей грамоте детей от пяти лет»

2. Защиринская О. В. «Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия»

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству».Теория и практика сказкотерапии.

4. Ткач Р. М. «Психотерапевтические сказки и игры»

5. Черняева С. А. «Терапевтические сказки и игры»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 19 января 2023 в 19:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД