Людмила Живаева
Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей.
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Вс это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Публикация «Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей,» размещена в разделах
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу, помогает ребнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять е героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретнным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
• сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки,
• снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
• формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:
• осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
• формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;
• развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
• активизировать и обогащать словарный запас детей;
• развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
• развивать интонационную выразительность и силу голоса;
• развивать мелкую моторику рук;
• укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования примов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребнка
. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
• развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
• совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространнные предложения, совершенствовать диалогическую речь,
умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности :
Коррекционно - воспитательные задачи:
• воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи:
• развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
• развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
• развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;
• обучать примам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Таким образом, через использование сказки, е сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи.
Основные этапы применения сказкотерапии.
Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.
Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тплую задушевную атмосферу в доме.
Решение сказочных задач.
При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Работа со страхами детей.
(для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово).
Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.
Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей : самостоятельное сочинение сказок.
Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:
• Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица
• Групповое рассказывание сказок
• Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
• Групповое придумывание сказки
При использовании сказкотерапии в развитии речи создатся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребнка, происходит совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.