Любовь Пучкова
Коррекция уровня тревожности детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тревожность, как отмечают многие исследователи и практические пси-хологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития. Наличие высокого уровня тревожности у детей как устойчивого образования – свидетельство нарушений в психологическом и личностном развитии. Высокий уровень тревожности мешает полноценному и нормальному развитию ребенка, сужает рамки познаваемого им мира. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.
Публикация «Коррекция уровня тревожности детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Детская тревожность как психологическое и социальное явление достаточно подробно исследована отечественными и зарубежными психологами и педагогами. Вопросами тревожности у детей занимались такие выдающиеся ученые как: Л. С. Выготский, А. В. Петровский, Л. И. Божович, А. Я. Варга, Д. Б. Эльконин, В. В. Столин; М. И. Лисина, А. М. Прихожан, В. В. Лебединский, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и многие другие. Теоретические разработки этих психологов были нами проанализированы и описаны в первой главе нашей ВКР.
Вместе с тем, необходимо отметить, что теоретические разработки, связанные с изучением вопросов тревожности у детей и возможности её корректировки не нашли широкого практического применения в работе дошкольных образовательных учреждений. Мы предположили, что применение современных методик, связанных как с определением уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста, так и с его корректировкой, в работе с детьми в условиях ДОУ, может привести к снижению уровня тревожности у детей.
Изучая работы таких отечественных психологов как Л. И. Божович, А. Я. Варга, Д. Б. Столин и А. М. Прихожан, мы пришли к выводу, если в работе с детьми в ДОУ использовать психо-коррекционные занятия, то возможно снизить детский уровень тревожности.
Всё это послужило поводом для проведения нашего исследования.
Объект исследования: уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможность использования психо-коррекционных занятий в работе с детьми для снижения у них уровня тревожности.
Цель нашего исследования: Изучить уровень тревожности детей старше-го дошкольного возраста и сформировать комплекс психо-коррекционных занятий по его снижению и определить возможности использования данного комплекса в работе с детьми в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
- изучить теоретическую и методическую литературу по данному вопросу;
- подобрать методики для определения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- определить, используя подобранные методики, уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и апробировать комплекс психокоррекцуионных упражнений для снижения уровня тревожности детей старшего дошколь-ного возраста и разработать психолого – педагогические рекомендаций для родителей.
Гипотеза исследования: если включить в работу с детьми в условиях ДОУ систематические психо-коррекционные занятия, то возможно снизить уро-вень тревожности у детей, имеющих высокий уровень тревожности.
Методы исследования:
- анализ и обобщение методической и теоретической литературы;
- тестирование;
-. Нестандартизированное наблюдение;
- эксперимент
(Слайд № 3)
Исследование детей проводилось в ГОУ детский сад «Родничок». В исследовании принимало участие 11 детей, среди них 7 девочек и 4 мальчика.
Для решения поставленных задач нами была разработана экспериментальная программа, состоящая из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной.
Констатирующая часть эксперимента была направлена на определение уровня тревожности у детей и его зависимости от родительско-детских от-ношений. Для решения этой задачи нами были отобраны и использовались следующие методики: беседа
- простое нестандартизированное наблюдение за поведением детей в группе
- Проективная методика «Рисунок семьи», автор Венгер Александр Леонидович, Целью методики является выявление внутрисемейных отношений на основе анализа детских рисунков семьи.
- «Выбери нужное лицо». Разработана группой американских психологов (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен) её целью является, изучение уровня тревожности детей дошкольного возраста.
С целью обеспечения конфиденциальности и соблюдения норм педагогиче-ской этики в своем исследовании мы указываем только имена детей и первую буку фамилии.
(Слайд № 4)
Проективная методика «Рисунок семьи».
Исследование было проведено на занятии по изобразительной деятельности, на котором детям было предложено нарисовать свою семью. Перед началом занятия детям были розданы бумага и карандаши, также детям объяснили, что у них не будет образца, на который они могли бы ориентироваться и что, они могут рисовать свою семью используя любые цвета.
В процессе рисования мы старались свести к минимуму влияние воспитателя на процесс. Так как дети сами не задавали вопросы «Кого нужно изобразить на рисунке?» и «Нужно ли мне нарисовать самого себя?», то со стороны воспитателя так же не было сделано ни одного замечания по поводу состава семьи в процессе рисования.
Анализируя рисунки дети с использованием выбранной методики мы получили следующие результаты: у 4-х детей уровень тревожности средний, что является нормой, 7 детей имеют уровень тревожности выше среднего.
(Слайд № 5)
Следующим был применен проективным тес «Выбери нужное лицо».
Каждому ребенку показывались в определенной последовательности картинки, на которых были изображены типичные ситуации, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Все рисунки делятся на три группы:
Рисунки показывались детям в следующем порядке.
Каждому ребенку предлагалось ответить на вопрос какое лицо будет у де-вочки/мальчика (соответственно) изображенных на картинке. Если на рисунке присутствовали другие персонажи, то ребенку задавался соответствующий вопрос об их отношениях с нарисованными мальчиками или девочками. Результаты ответов по каждому рисунку фиксировались в специальных бланках. На каждого ребенка заполнялся свой бланк. Внизу бланка подсчитывался индекс тревожности, отражающий уровень тревожности каждого ребенка.
Опрос каждого ребенка по методике «Выбери нужное лицо» прово-дился индивидуально во время самостоятельной деятельности, когда другие дети играли. Опрос проводился в течение двух недель, т. к. в один день опрашивалось по два ребенка, опрос проводился через день. Такая организация опроса позволила получить суждения ребенка независимые от тревожных ожиданий самого опроса и от пересказа других детей. Индекс тревожности рассчитывался в зависимости от количества негативных выборов сделанных детьми.
(Слайд № 6)
Как видно из таблицы, дети, у которых был по проективному тесту «Рисунок семьи», определен высокий уровень тревожности, при ответе на вопросы теста «Выбери лицо» сделали большее количество негативных выборов по сравнению с другими детьми и получили высокий Индекс тревожности.
Слайд № 7
Данные нестандартизированного наблюдения и беседы подтвердили полученные в ходе проективного тестирования детей результаты и отражены во втором разделе второй главы нашей работы «Изучение родительского отношения». (таблица 3)
(Слайд № 8)
Для наглядного отображения всех результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы представили их в сводной таблице, показывающие какой уровень тревожности диагностировался каждой ме-тодикой. (таблица 4) Сводная таблица.
Полученные результаты указывают на то, что между внутрисемейными отношениями и уровнем тревожности у детей старшего дошкольного возраста существует зависимость. Высокий уровень тревожности у детей, как видно из приведенных выше результатов, оказывает негативное влияние на их отношения с другими детьми в группе.
Слайд № 9
Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами, для формирующего эксперимента, был подобран и апробирован комплекс из 10-ти психокоррекционных занятий (Приложение №). В ходе проведения занятий реализовывались такие методики как: психогимнастика, аутиотренинг.
В ходе занятия решались следующие задачи:
- установление контакта между воспитателем и детьми;
- внушение желаемого настроения;
- выработка группового правила, усиление положительного эмоцио-нального переживания.
- приветствие и восстановление впечатлений предыдущего занятия;
- усиление положительного эмоционального переживания.
- развивать способность понимать эмоциональное состояние других детей;
- усиление положительного эмоционального переживания.
обучение детей расслаблению мышц;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- переживание безопасности за счёт условности ситуации (страх дождя, грозы, страх одиночества);
- ознакомление с методами саморегуляции. И другие
В ходе проведения занятий мы продолжили наблюдение за поведением детей. Результаты данного наблюдения отражены в разделе 2.3 нашей ВКР.
Необходимо отметить, что дети неодинаково вели себя в ходе занятий, не сразу соглашались выполнять предложенные воспитателем упражнения. Такое поведение было характерно в первую очередь для детей с высоким уровнем тревожности. Дети со средним уровнем тревожности и уровнем тревожности выше среднего проявляли интерес к занятиям, охотно выполняли упражнения, демонстрировали поведение соответствующее их возрасту.
Выполнение одного из упражнений в ходе 4-го занятия спровоцировало агрессивное поведение у одного из мальчиков с высоким уровнем тревожности и потребовало активного вмешательства со стороны воспитателя, для того чтобы успокоить детей и навести в группе необходимый порядок.
Дети с повышенным уровнем тревоги проявляли неподдельный испуг в определенных ситуациях, смоделированных на занятии, что заставило нас сократить упражнение.
По результатам проективного тестирования и наблюдения за поведением детей в группе, нами были проведены индивидуальные беседы с родителями и разработаны общие рекомендации. В индивидуальных беседах мы рассказывали родителям о подведении детей, объясняли, что такое тревожность, как она влияет на ребенка и что может послужить её причиной.
Для подведения итогов, в контрольной части эксперимента мы провели повторные тесты, использованные в констатирующей части.
Особый интерес, по нашему мнению, вызывают результаты, полученные в ходе повторного исследования. Для удобства восприятия и сравнения полученных результатов мы приведем их в таблице вместе с результатами, полученными в констатирующей части исследования.
Слайд № 10
Сравнительные результатов проективного теста «Рисунок семьи»
Как видно из таблицы у двоих детей произошли изменения с уровнем тре-вожности в сторону его снижения. Изменения семейных отношений положительным образом сказались на их восприятии детьми, что и было отражено в их рисунках.
Слайд № 11
много интересного материала для анализа нам представили результаты проведенного во второй раз теста «Выбери лицо». Мы провели сравнения не только общих результатов, полученных в ходе тестирования, но и проанализировали динамику в изменении негативных выборов сделанных детьми в ходе тестирования (приложение № 7).
Динамика изменения индекса тревожности
Из сравнительной таблицы видно, что в ходе проведения повторного тестирования дети, у которых был высокий уровень тревожности, сделали меньшее количество отрицательных выборов, что позволило им снизить свой индекс тревожности с «высокого» до «среднего», хотя у 3-х детей он остался на пограничном уровне с показателем 50%.
Умен Слайд № 12
Уменьшение негативных выборов произошло за счет рисунков с нейтральной эмоциональной окраской. Необходимо отметить, что значительное количество негативных выборов получили рисунки с положительной эмоциональной окраской. Наиболее проблематичными оказались такие рисунки с положительной эмоциональной окраской как «Игра с младшими детьми» и «Игра со старшими детьми», «Укладывание спать в одиночестве».
Таким образом, дети по результатам тестирования показали снижение уровня тревожности. Средний показатель в группе уменьшился с 47,4% до 40,4%
Слайд 13
Проведенное нами исследование показало, что высокая тревожность у детей вызывается совокупностью причин, основной из которых можно считать внутрисемейные отношения. Большинство детей старшего дошкольного возраста испытывают негативные переживания не только из-за конфликтов внутри семьи, но как показало исследование, и из-за конкуренции со своими братьями и сестрами за внимание родителей. Высокий уровень тревожности, спровоцированный у ребенка внутрисемейными отношениями, оказывает влияние на его поведение в группе ДОУ и на отношения со сверстниками. Неровные, конфликтные отношения, требующие вмешательства со стороны воспитателей, у детей с высоким уровнем тревожности с другими детьми в группе фиксировались в процессе контрольной и формирующей части эксперимента с частотой 1-2 раза в неделю. После проведенного психо-коррекционного комплекса занятий этот показатель снизился до уровня 1 раз в неделю и реже.
Как показали результаты контрольного диагностирования в ходе занятий в ДОУ возможно снизить уровень тревожности у детей, но только в той его части, которая обусловлена взаимоотношениями со сверстниками. Если провоцирующим фактором высокого уровня тревожности являются внутрисемейные отношения, то для его снижения необходима активная работа с родителями, организатором которой должен стать психолог, работающий в ДОУ.
Спасибо за внимание.