Татьяна Семенова
Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Публикация «Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка раннего возраста на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в старшем дошкольном возрасте.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.
(Слайд 2)
Рефлексия
(от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
(Слайд 3)
Цель рефлексии.
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
(Слайд 4)
Классификация рефлексии
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)
• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)
• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)
(слайд5)
Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах раннего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Потому что у ребенка появляется стимул следующий раз стараться вести себя хорошо, делиться игрушками, выполнять данные ему поручения. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Для этого можно использовать уголок настроения.
(Слайд 6,7,8,9)
В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.
(Слайд 10)
Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки,которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей
(Слайд 11)
А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите,красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?
А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.
А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?
Также рефлексивные способности ребенка можно развивать с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе» целью данных игр является формирование у детей умение увидеть в другом человеке его достоинство, развитие умение сотрудничать.
Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера
(Слайд 12)- «Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению)
(Слайд 13)- А это солнышко лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению
(Слайд 14)-Ваза с цветами
(Слайд 15)-Дерево с листочками
(Слайд 16,17)-Смайлики
(Слайд 18,19) В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный -нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение) например Дерево настроения
(Слайд 20)
«Наряди елочку»
(Слайд 21) -Поляна с бабочками Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.) (Слайд 22) -Дорисуй. Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
(Слайд 23)
«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь)
(Слайд 24)
Аналогично -«Яблоня»
(Слайд 25)
Мишень
(Слайд 26)
«Светофор»- дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД
(Слайд27)
«Волшебный мешочек»
У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.
(Слайд28)
«Поезд»
На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.
-«Поляна с цветами» - на каждом цветке нарисован этапы НОД, дети прикрепляют смайлики на тот этап, который понравился ему больше всего
(Слайд 29)
«Лесенка успеха»
Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД
(Слайд 30)
Аналогично - «Дорожка успеха»
(Слайд 31)
Солнышко- мне все удалось
Солнышко с тучкой-Мне не все удалось
Тучка- мне ничего не удалось
(Слайд 32)
Раскраска- дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом
(Слайд 33)
Пантомима- пантомимой можно показать результат своей работы. Например руки вверх- довольны своей работой, голова вниз - недовольны
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
рефлексивный круг - дети садятся в круг воспитатель задает вопрос дети по кругу передают друг другу какой- ни будь предмет (например мячик) и отвечают на вопросы:
Сегодня я узнал …
Было интересно…
У меня получилось…
Мне запомнилось…
Теперь я умею…
Меня удивило…
У меня не получилось…
Высказывания детей «Я не знал…», «Теперь я знаю…»
Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.
Все в наших руках.