елена матвеева
Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника
▼ Скачать
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами».
В. Сухомлинский.
Я хочу поделиться опытом работы с детьми в таком направлении, как сказкотерапия.
Термин «сказкотерапия» - буквально означает лечение сказками, то есть совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.
Публикация «Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника» размещена в разделах
Говоря простым языком, сказка - это язык, с помощью которого можно говорить с внутренним миром ребенка, его душой.
Данный метод позволяет педагогу предоставить ребенку возможность раскрыться, самореализоваться, проявить свою индивидуальность в разных видах творческой деятельности.
Сказка может помочь ребенку встретиться с собой, увидеть себя как в зеркале, а так же по- новому увидеть других людей и мир вокруг себя.
По мнению психологов даже простое прочтение сказок дает удивительный эффект, помогает преодолевать различные жизненные трудности.
Однако, одного прочтения недостаточно.
Одним из главных условий в Сказкотерапии является добровольность. Поэтому в своей работе я стараюсь найти способ как включить детей в сказкотерапию. Это и загадки о сказочных персонажах, картинки и иллюстрации к сказам, приход сказочного героя и т. д.
Я поставила перед собой цель: развивать личность дошкольника посредством Сказкотерапии.
Для достижения цели я наметила следующие задачи:
- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;
- применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;
- изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать воображение, мышление;
- воспитывать чувство доброты;
- укрепление психического здоровья ребёнка.
В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы такие как :
• Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.
• Элементы театрализации.
• Творческие задания.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Работу с использованием сказкотерапии начала проводить со старшей группы. Занятия по сказкам провожу один-два раза в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.
Начинаю с того, что сначала знакомлю детей со сказкой, чтобы дети имели общее представление о сказке. В своей работе я использую авторские сказки из пособия «Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» О. А. Шороховой, которые, на мой взгляд, близки и понятны дошкольникам. Так же можно использовать фольклорные сказки.
А затем мы начинаем проигрывать сказку. Ненавязчиво я учу детей перевоплощаться в героев сказки, применяя различные приемы:
1. Пантомимические этюды: «Кривляние», «болезнь», «хвастовство», «усталость» и т. д.
2. Упражнения на ритмизацию. Дети кладут руки на стол и пальчиками отстукивают ритм. Сначала разбираем «движение героев сказки» ( например: «Как высоко прыгал зайка?», «Как ходит медведь?», «Как капают слёзы?») А на следующем сеансе дети по ритму угадывают героя. (дети объясняют, почему они догадались, что это именно маленький зайка, а не большой медведь) Т. е. дети описывают словами эмоциональное состояние героя.
3. Упражнения на активизацию лексики. (Я начинаю фразу, а вы заканчиваете. «Аленушка не просто трудилась, а … (работала не покладая рук). Лес был не просто темный, (дремучий). Принц был таким красивым, что (ни в сказке сказать, ни пером описать)
4. Психогимнастика - упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц. Проводится обычно под классическую музыку. Дети изображают героев или некоторые эпизоды сказки (например птицу, тушащую пожар: набирают воздух, надувают щеки и резко выдыхают, как будто поливают дерево, затем расслабляют мышцы лица имитируют отдых на солнышке, и или изображаю разозленного змея Горыныча, напрягая мышцы тела и широко открывая глаза, затем демонстрируют превращение в доброго Горыныча, расслабляются, закрывают глаза, улыбаются, опускают плечи и т. д.)
3-4 занятия мы работаем над одной сказкой, каждый раз читая ее заново, а затем выполняем задания и упражнения. Многие дети, с радостью откликаются на предложение и включаются в игру. Но есть и такие дети, которые предпочитают сначала понаблюдать за другими. Поэтому стараюсь, чтобы каждый ребенок почувствовал внимание к себе. Постоянно подбадриваю детей, хвалю, чтоб дети чувствовали себя раскрепощенными и свободны.
Следует помнить еще и о том, что насколько детям комфортно, настолько действие сказкотерапии будет эффективно.
5. Как правило, на каждом третьем занятии со сказкой проводим с детьми драматизацию. Стеснительным и застенчивым ребятам стараюсь дать роль сильных персонажей (медведь или Змей Горыныч и т. д., а капризным детям, хвастунишкам, забиякам предлагаю изобразить отрицательные черты характера героев. Вместе с тем, безусловно, учитываю желание детей при выборе роли. Напоминаю о том, что нужно не только с помощью движения и мимики показать взятую на себя роль, но и эмоционально передать настроение и характер персонаж.
Часто использую такой прием, когда предлагаю детям изменить что-нибудь в сказке (например окончание сказки «Подумайте, кто еще мог помочь главному герою?»). Предлагаю послушать музыку («Какое настроение она передает? Как вы думаете, какому герою больше подходит эта музыка?»)
Наряду с вышеназванными методами в своей работе использую зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки («Добрая Фея расколдовала детей» или «Пожар в лесу» и т. д., а так же вылепливание из пластилина персонажей сказки.
Во время занятия со сказкой большое внимание уделяю двигательной активности детей. Лишь небольшой отрезок времени дети сидят на стульчиках, когда слушают взрослого, фантазируют и если являются зрителями в то время, когда другие берут на себя роль во время драматизации.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы, а затем, реализовать их в повседневной жизни.
Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы.
Результатом моей работы со сказкой является :
• Установление психологического комфорта в коллективе.
• Формирование у детей познавательного интереса.
• Развитие связной монологической, диалогической речи.
• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
• Развитие творческого воображения, мышления.
• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.
• Овладение навыками взаимоотношения с миром.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.