Ирина Кононова
Сказкотерапия как метод развития речи у детей средней группы 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования сказкотерапии в развитии речи детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрены особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Показана методика работы со сказкой для развития речи.
Публикация «Сказкотерапия как метод развития речи у детей средней группы 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: речь, развитие речи, психотерапия, сказкотерапия.
Среди умений и навыков, которые необходимо формировать уже в среднем дошкольном возрасте, особого внимания заслуживают речевые умения и навыки, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и формирование готовности к обучению в школе. Методические основы речевого развития дошкольников разработаны А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовым, Е. А. Флериной и другими авторами.
Развитие речи у детей, не имеющих речевых нарушений, происходит естественным образом по мере развития их мышления, действий и коммуникации. У детей в возрасте 3 лет уже сформированы базовые навыки диалога (ответы на вопросы, но они только начинают научиться выражать свои мысли связно. Их речь все еще зависит от конкретной ситуации. Дети часто делают ошибки при составлении предложений и описании действий и предметов [1].
В среднем дошкольном возрасте активация словарного запаса оказывает значительное влияние на развитие речи. Размер словарного запаса ребенка составляет около 2,5 тысяч слов. Дошкольник начинает использовать наречия для описания характеристик предметов в своей речи, а также для выражения временных и пространственных связей. Прилагательные позволяют точнее охарактеризовать предмет или объект. Ребенок впервые формулирует общие выводы.
Структура предложения усложняется. Появляются придаточные предложения. Хотя их речь часто содержит короткие и неполные предложения, они постепенно приобретают способность составлять более сложные высказывания [3].
Дети начинают развивать навыки самостоятельного рассказа, однако их рассказы часто являются копиями взрослых и не всегда отличают главное от второстепенного. Они часто неправильно формулируют свои вопросы, дают неправильные ответы или не могут дополнить или исправить то, что сказал другой человек. При использовании сложных предложений часто опускается главная часть.
Ситуативная речь все еще преобладает, но развивается контекстная речь, которая может сама по себе передавать информацию.
Сказки представляют собой эффективный инструмент для развития речи. Они позволяют детям познакомиться с живым и выразительным языком, показывают, что родная речь богатая, образно выразительная. Народные сказки, особенно оригинальные, демонстрируют подлинность языка и показывают его творческую силу. Они позволяют многократно повторять речевые формы и образы, закрепляя их в речи детей [4].
Сказки подразделяются на поджанры и жанры, но обладают общими характеристиками. В науке на настоящий момент отсутствует общепринятая классификация сказок. Это объясняется не недостаточным изучением сказок учеными, а их огромным разнообразием по разным основаниям [2].
В сказках наиболее популярным приемом выступает диалог между персонажами. Часть сказок полностью представляет собой диалогическую речь («Лиса и тетерев»). Диалог в сказках оживляет речь персонажей и передает их естественный тон. Он прекрасно отображает залихватскую интонацию солдата, хитрость мужика, глупость барина, лесть лисы и грубость волка [1].
Сказки играют важную роль в развитии речи и предоставляют образец литературного русского языка. Е. А. Флерина пишет, что сказки предоставляют готовые языковые формы, выражающие речевую природу и описание деятельности ребенка. С помощью сказок дети среднего дошкольного возраста усваивают грамматические нормы языка и словарный запас еще до школьного возраста, до изучения собственно грамматических правил.
Сказки помогают детям узнавать новые слова и выражения, что обогащает их речь. В сказках имеются сравнения, эпитеты и другие стилистические приемы, которые помогают выразить свои эмоции и отношение к услышанному.
Существуют различные подходы по подготовке к слушанию сказки :
1. Воспитатель располагает новые книги и иллюстрации художников в книжном углу. Дети могут изучать иллюстрации и пытаться догадаться, о чем будет книга. На занятии воспитатель задает вопросы и хвалит детей. Далее называется сказка
2. Воспитатель показывает детям незнакомые предметы, связанные со сказкой, и поощряет запоминание их названия, особенностей.
3. Воспитатель организовывает специальные разговорные упражнения, которые помогут детям запомнить новые слова [5].
В средней группе рекомендуется применять присказки. Выбор присказки достаточно условен, но предпочтительной выступает присказка, связанная с произведением. Постепенно, слушая присказку, дети достаточно быстро угадывают тему сказки. Ее следует произносить несколько раз.
Рассказывание сказки сопровождается беседой, в ходе которой воспитатель поясняет непонятные моменты, помогает детям оценить персонажей и их поступки. Чтобы понять языковые особенности произведения, рекомендуется повторить наиболее интересные сравнения, описания и персонажей, характерные для сказочной речи.
Существуют некоторые приемы беседы по сказкам. ИЗ можно разделить на две группы. Первая группа.
Вопросы – предполагают активное участие детей в беседе и помогают им более глубоко понять содержание сказки. Вопросы могут быть направлены на различные аспекты, такие как герои, сюжет, настроение, моральные уроки и другие важные элементы.
Обсуждение иллюстраций. Иллюстрации в сказке играют важную роль, особенно для дошкольников, которые ещё не умеют читать. Художественные изображения помогают детям визуализировать события и персонажей сказки. Воспитатель может провести обсуждение иллюстраций, задавая вопросы.
Словесные зарисовки. Этот прием позволяет детям активно включиться в творческий процесс и представить свои собственные идеи и визуализацию сказки. Детям предлагается представить себя художниками и подумать, какие картинки они бы нарисовали, основываясь на содержании сказки [5].
В рамках второй группы приемов можно упомянуть следующие.
Чтение отрывков, которые выбирают сами дети.
Обсуждение наиболее эмоциональных моментов произведения, будь то веселые, грустные или страшные ситуации. Особенно запоминаются описания природы и поступков героев.
Рассказ детьми отдельных эпизодов. Для стимулирования интереса можно устроить конкурс, в рамках которого определится, чей рассказ окажется более увлекательным и содержательным.
Драматизация фрагментов сказки способствует расширению словарного запаса и развитием языковых навыков. Драматизация особенно эффективна при работе со сказками, где основной сюжет разворачивается через диалоги персонажей. Сначала история усваивается, а затем претворяется в жизнь детьми.
Особенно важным является то, что дети 3-4 лет не ограничиваются пассивным слушанием сказки. Они активно вовлекаются в процесс, например, могут участвовать в перчаточных спектаклях, произносить реплики персонажей или предлагать альтернативные концовки историй. Таким образом, положительные эмоции и развитие речевых навыков развиваются параллельно [5].
Таким образом, сказки являются увлекательным и эффективным инструментом для развития речи у детей среднего дошкольного возраста. Когда дети слушают или участвуют в сказках, они получают возможность погрузиться в мир персонажей и взаимодействовать с ними через диалоги. Дети учатся слушать обращенную речь и отвечать на вопросы, выражать свои мысли и идеи, а также логически связывать свои высказывания с высказываниями других персонажей. Это развивает навыки коммуникации и способность поддерживать связную речь.
Список литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2018. – 272 с.
2. Защиринская, О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия / О. В. Защиринская,. – Санкт-Петербург : «Издательство ДНК», 2019. – 152 с.
3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – Москва : «Просвещение», 2018. – 274 с.
4. Сказка как источник творчества детей / Состав. Ю. А. Лебедев. – Москва : Педагогика, 2021. – 235 с.
5. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. – Москва : ООО «Издательство ACT», 2020. – 464 с.