Сорокина Людмила
Сказкотерапия как метод оздоровительной технологии при работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация:
Сказкотерапия как метод оздоровительной технологии при работе с детьми
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Публикация «Сказкотерапия как метод оздоровительной технологии при работе с детьми» размещена в разделах
Цельздоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи на всех этапах его обучения и развития. Сказкотерапия для детей дошкольного возраста: виды сказкотерапии.
Различают следующие виды сказок :
• дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
• художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
• профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Наибольшей популярностью метод сказкотерапии пользуется у педагогов дошкольных учреждений, поскольку помогает:
• воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими людьми, наладить взаимопонимание в детском коллективе.
• развивать речь и высшие психические функции: мышление, память, воображение.
В своей работе с детьми я использую элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов.
Особенности сказкотерапии при работе с детьми
Основные методы сказкотерапии
• Рассказывание сказки.
• Рисование сказки.
• Сказкотерапевтическая диагностика.
• Сочинение сказки.
• Изготовление кукол.
• Постановка сказки.
От рассказчика требуется выполнение следующих условий:
• при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
• во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
• нельзя допускать затянувшихся пауз.
• ребенку может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. – Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
• ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
• ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
• ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить ипрослеживать причинно-следственные связи.
• сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.
• после прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
o О чем сказка?
o Что запомнилось больше всего?
o Какие герои запомнились? Почему?
o Что случилось с тем или иным персонажем?
o Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
o Какие чувства, какое настроение после сказки?
o Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
o Случались ли у тебя похожие ситуации?
o Чему мы можем научиться у этой сказки?
o Как можно применить полученные знания в жизни?
Возможностей у данного метода арттерапии множество: с помощью него можно помочь не только ребенку, но и взрослому. Помимо передачи опыта, смысла жизни, понимания «что такое хорошо, а что такое плохо», сказкотерапия помогает малышу в решении его психологических проблем: избавляет не только от страхов, но и используется для агрессивных детей, справляется с речевыми нарушениями. Данная методика поможет малышу более уверенно чувствовать себя вовзрослой жизни.