Елена Кардаш
Сказкотерапия как метод коррекционной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как метод коррекционной работы с дошкольниками
Данное направление отличается методологической простотой использования сказки в повседневной коррекционной практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений.
Публикация «Сказкотерапия как метод коррекционной работы с дошкольниками» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальностьсказки в том, что она естественная составляющая жизни детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Таким образом, возможности сказкотерапии уникальны в коррекционно-развивающей работе с детьми, поскольку,позволяет обеспечить комплексное воздействие на познавательно-речевое и физическое развитие ребенка.
Немного теории:
По определению Т. Д. Зинкевич – Евсигнеевой,сказкотерапия – это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Значение сказок для воспитания и развития личности ребенка сводит к следующим позициям:
1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуацииипроблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: борьба добра со злом,отрыв от родителей; выбор; взаимопомощь. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают ребенку стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.
3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче соотносить себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет детям активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.
Концепция сказкотерапии базируется на пяти видах сказок :
Художественным сказки : к ним мы относим сказки народные и авторские истории. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты.
Дидактические сказкисоздаются педагогами для «преподавания» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
Психокоррекционные сказки создаются для влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Психотерарпевтические сказки. Сказки, врачующие Душу. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидетьпроисходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Медитативные сказкисоздаются для накопления положительного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностных потенциалов.
Структура занятий по сказкотерапии :
1. Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
2. Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
3. Обсуждение. Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить детей.
4. Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.
5. Ритуал «выхода» из сказки. Например, закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию.
6. Подведение итогов. По ответам на поставленные вопросы педагог интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.
Какие качества развивает использование сказкотерапии у ребенка :
• активность - от эмоциональной разрядки, самовыражениеяв речевом
o действии;
• самостоятельность– от поискасредств выразительности, проблемных ситуациях сказки, поиску способов самовыражения в речи и движении;
• творчество- от подражания в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
• эмоциональность- от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
• произвольность- от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связную речь- от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Таким образом, как отмечают многие авторы, сказки обладают большой привлекательностью и ценностью для детей.
Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказка дает возможность корректировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Литература
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии». — Санкт - Петербург: ООО «Речь», 2000.
2. Осипова А. А. «Общая психокоррекция». - Москва, 2002.
3. Шорохова О. А. «Играем в сказку : Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». — Москва: ТЦ Сфера, 2006.
4. О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» – Санкт - Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.