Олеся Апраксина
Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми
дошкольного возраста
Апраксина Олеся Валерьевна, Гусельникова Ирина Сергеевна
МБДОУ "Детский сад № 17 " Улыбка" города Гурьевска
Аннотация: в статье раскрывается сущность метода проектов как инновационной педагогической технологии, а также возможности его использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: инновационная деятельность, метод проектов, дети дошкольного возраста.
Переход на использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания дошкольников, одной из которых является метод проектов.
Л. С. Киселева метод проектов представляет как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели [3, с. 13].
Метод проектов характеризуется комплексным и интегрированным характером осуществления и протекания, что находит отражение во взаимосвязях между многими сторонами воспитания личности, а также в разных видах деятельности, в которые может быть включен воспитанник.
Проект – сложный вид деятельности, требующий многих способностей и значительный усилий от детей, поэтому в полной мере в работе с дошкольниками он представлен быть не может. Тем не менее, данный метод можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а некоторые дошкольные образовательные учреждения реализуют их в средних и даже в младших группах.
Учитывая возрастные особенности детей, не следует ставить перед ними слишком отдаленные цели и задач, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
Педагогическая ценность детского проекта определяется возможностью осуществления силами данного ребенка или группы, содержанием в ней новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, навыками, которые развивает в дошкольнике работа над данным проектом, заинтересованностью ребенка в проблемном обучении.
При проблемном обучении дошкольник систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.
Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности побуждают к сотрудничеству, поддерживают их стремление контактировать с педагогом. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным проявлениям детей. Дошкольник получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него появляется уверенность в собственной компетентности. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких-то этапах могут осуществлять исследовательскую, продуктивную, игровую деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведет к созданию общего продукта.
Появление материального социально значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности по воспитанию с детьми дошкольного возраста. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельное развитие знаний, умения и навыков на занятиях, а личностных качеств на психологических тренингах. В процессе грамотно организованного проектирования личность дошкольника формируется незаметно для дошкольника, увлеченного решением актуальной проблемы, положенной в основу проекта.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ребенка на выполнение других, более сложных проектов.
Темы детских проектов нужно выбирать из содержания учебных занятий или из близких к ним областей. Для проекта требуется проблема, знакомая дошкольникам, значимая для них и интересная им. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Целесообразно в процессе работы над темой проекта включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными источниками информации (мультфильмы, театры, кино, книги и т. д., подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей) [4, с. 77].
Особо следует подчеркнуть, что педагог не должен навязывать тему проекта. Дошкольникам, в силу возрастных особенностей тяжело поставить цель будущего проекта или наметить центральную проблему всей деятельности. Педагог же генерирует идеи проекта, выносит их на суд детям, ставит перед ними проблемную ситуацию, которая заинтересовывает детей, формирует интерес и желание реализовывать проект.
Важно обращать внимание детей на то, что результатом проекта будет являться физически существующий объект, качество выполнения которого зависит от каждого участника. Этого можно добиться, если дети будут активно обсуждать идеи проекта.
В режиме дня проект может реализовываться как в первой, так и во второй половине дня, во время занятий, на прогулке.
Выбор темы проекта определяется поставленными задачами условиями, в которых планируется реализовывать проект.
Логика построения проекта определяется последовательными этапами протекания проекта. Каждый этап проекта представляет собой комплекс задач, представленный для участников проектной деятельности, реализация которых обеспечивает качественное выполнение проекта.
Метод проектов обязательно предполагает самостоятельную деятельность со стороны дошкольника индивидуальную, групповую, коллективную, которую они выполняют в отведённое время. Оптимальным временем, которое отводится на проектирование, считается время от нескольких минут занятия до одной - двух недель в режиме урочных - внеурочных занятий в ДОУ.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме специфики педагогической деятельности, в том числе специалистов дошкольного образования, выявил, что проект имеет сложную структуру[1, с. 17].
Структура проекта, адаптированная к ДОУ в исследованиях Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса, выглядит следующим образом [2, с. 41].
1. целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Данная последовательность наиболее приемлемая в работе с дошкольниками.
Условием освоения каждого этапа является коллективная деятельность педагогов, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
Таким образом, проект, как способ совместной деятельности детей и метода, построенного на основе их интересов, открывает перспективныевозможности воспитания. Проектная деятельность,являясь действенным средством развития умственных способностей ребенка, способна также всесторонне развивать личность, что соответствует современным запросам общества.
Литература
1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая. – Москва : ТЦ Сфера 2004. – 86 с.
2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика — Синтез, 2008. –112с.
3. Киселева, Л. С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ[Текст]/ Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. – Москва: АРКТИ, 2005. – 96 с.
4. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике[Текст]/ Л. Д. Морозова. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.