Папки-передвижки

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов

Ольга Затонская
Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов.

О роли и значении сказки в формировании положительных качеств характера и развитии психических процессов у детей написано много. Ее значимость подчеркивали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие великие деятели педагогической и психологической науки.

Публикация «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов» размещена в разделах

Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом - естественная форма взаимодействия между людьми. Соответственно, сказкотерапия- естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.

Сказкотерапия- лечение сказками, при котором происходит совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимостми.

Если ребенок с раннего детства начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия- это образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочного смысла в реальность. И если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

Сказкотерапия- это еще и процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы.

Сказкотерапия- это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

Коррекционно-профилактическая работа начинается с беседы о страхах.

Беседа помогает проработать с чувством страха, подчеркивая его нормальность и даже необходимость в некоторых ситуациях. Часто только лишь понимание ребенком того, что он не одинок в своих переживаниях и что его чувства принимаются окружающими, уже оказывает терапевтическое воздействие.

Необходимость использования сказкотерапии в коррекции и профилактике страхов у дошкольников не вызывает сомнений.

Сказкотерапевты Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и А. М. Михайлов отмечает широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый ребенок, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряженной составляющей. Наделяя куклу теми или иными характерологическими чертами, ребенок получает опыт обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу.

В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

В работе куклы используются для решения психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А. И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого по рекомендации автора проводятся терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него. Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной игре ощущения собственной силы и решимости. Поэтому, если ребенок принимает в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с ним ряд игровых действий, то этого иногда бывает достаточно для того, чтобы избавиться от страха.

Непосредственно для психокоррекционной работы со страхами используются куклы теневого театра. Они изготавливаются из черного картона методом вырезывания или обрывания самими детьми. К полученному конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить ее по экрану.

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания спектакля куклы-«страхи» уничтожаются.

Кроме катартического эффекта, кукла может нести и обучающий, например в ситуации болезненных медицинских процедур. Сказкотерапия и куклоте-

рапия основана на методе идентификации героев мультфильмов и сказок. Сказочный персонаж (кукла) используется в постановке сценки, сюжет которой является травмирующей для ребенка. Одной из таких ситуаций можно назвать ситуации болезненных медицинских процедур. Так, например любимый герой попадает в «страшную историю» и успешно справляется с ней. Таким образом, происходит предварительное обыгрывание болезненных процедур на куклах. Такая система была описана в работе А. И. Тащевой и С. В. Гридневой по психологической коррекции страха медицинских процедур у дошкольников.

Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.

Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходят сказочные герои. И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Существует несколько приемов работы со сказкой : анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.

Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами.

Принципы работы со сказками :

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача- показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов).

Задача-показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

Задача- кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Схема размышления над сказками и их обсуждение :

*Основная тема- понимание основных идей сказки.

Вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит? Как мы можем использовать сказочные знания в нашей жизни?

*Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом.

Вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

*Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. Имея набор способов решения проблем мы можем выбирать нужный способ в зависимости от ситуации.

Вопросы: Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Самостоятельный или передающий ответственность?

*Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. Здесь важно понять общую направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и окружающему миру в целом.

Обсуждение поступков героя относительно окружающих- что они им приносят? Меняется ли его позиция в разных ситуациях?

*Актуализированные чувства.

Важно осознать, какие чувства вызывает у героя то или иное событие и почему? Следует обсудить чувства детей в процессе прослушивания сказки, отдельных ее эпизодов.

*Образы и символы в сказках. Осознание образа героя: какое внутреннее содержание несет конкретный сказочный образ, что он из себя представляет.

Для детей разного возраста существуют разные типы вопросов. Вопросы к анализу текста должны быть прежде всего доступными для детей, а все слова – точными и понятными. Целесообразно использовать только «открытые вопросы», т. е. вопросы, предполагающие развернутый ответ. Такие вопросы являются наводящими, помогающими ребенку найти ответ на главный вопрос. Важно, чтобы вопросов не было слишком много, это утомляет детей и нарушает их восприятие произведения.

В коррекционной работе обязательно должна быть реализована задача, направленная на снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Одним из способов снятия напряжения является рисование. Необходимо отметить, что сказкотерапия используется в сочетании с рисуночной терапией, применение этих методов дает более эффективные результаты. Дети с нарушениями эмоциональной сферы обычно с трудом выражают свои проблемы вербальным путем, а рисование- самый доступный способ самовыражения. Кроме того, изучение детских рисунков позволяет лучше понять переживания внутреннего мира.

Эффективность коррекционной работы определяется разнообразием методов и форм используемых специалистом. В решении проблемы коррекции детских страхов для меня наиболее приоритетным является сказкотерапия. Данный метод помогает активизировать внутренние ресурсы ребенка, ориентирует на собственные возможности в преодолении страха.

Одним их важных условий в работе с тревожными и боязливыми детьми является тесная взаимосвязь с семьей и педагогами. Только совместно можно помочь ребенку обрести чувство психологического комфорта.

В работе была использована следующая литература: Зинкевич Т. Д. – Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»; Захаров А. И. «Неврозы у детей»; Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми»; Справочник педагога-психолога (журнал 04,2011).

Публикации по теме:

«Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми.» Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития.

Доклад: «Сказкотерапия и песочная терапия как метод работы с детьми» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Поэтому одним из приоритетных направлений нашего.

Игра как средство преодоления детских страхов. Консультация для родителей Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая считают многие врачи и психологи. Родителям.

Игротерапия как метод коррекции агрессивности у детей В статье рассмотрена диагностическая и коррекционная программа по к по агрессивному поведению детей дошкольного возраста на основе игротерапии.

Музыкальная терапия как метод профилактики девиантного поведения младших школьников Одной из актуальных проблем младшего школьного возраста является проблема девиантного поведения. В каждый период развития личности ребенка.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников Введение Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер). Страх.

Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя «Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителями» В наше время.

Стретчинг как метод профилактики нарушений осанки МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» Стретчинг как метод профилактики нарушений осанки (Консультация для родителей) Подготовила.

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗТестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ В настоящее время в нашем обществе остро встает вопрос социально-педагогической адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов
Опубликовано: 28 апреля 2017 в 10:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Затонская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД