Любовь Иконникова
Проект «Волшебные ёжики». Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта : информационно - практико – ориентировочный: дети собирают информацию и реализуют её через полную интеграцию образовательных областей: физкультурно-оздоровительного воспитания с художественной литературой, музыкальным воспитанием, физическим и речевым развитием фонематического слуха, самовоздействуя на весь организм в целом.
Основание для разработки проекта : внедрение инновационных методов в работе с детьми.
Участники проекта :
Публикация «Проект „Волшебные ёжики“, Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Еж, ежик. Проекты
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Проекты. Проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
дошкольники, педагоги и родители МКДОУ «Терновский детский сад №1».
По продолжительности проект : долгосрочный проект.
Период проектной деятельности : 01.09.2014 г. – 01.06.2016 г.
Актуальность:
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии.
Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Цель: использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми, коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.
Задачи:
Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Коррекция речи с движением.
Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников.
Содержание.
Часть I. Теоретическая.
Введение.
Су-Джок терапия - нетрадиционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми.
Часть II. Практическая.
Практическое применение Су-джок терапии в коррекционно- развивающем процессе дошкольников.
Перспективный тематический план.
Приемы Су - Джок терапии.
Заключение.
Продукты проекта.
Литература.
Введение.
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта здоровьесберегающие технологии в работе логопеда - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии в процессе коррекции речи.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия - одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (Су по-корейски - кисть, Джок - стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.
Цель использования су-джок терапии : стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.
Задачи.
Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Пути реализации проекта в МКДОУ «Терновский детский сад № 1».
Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок терапией как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми.
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (мастер-класс по использованию Су-Джок терапии, консультирование)
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач использую следующие направления и формы работы :
развитие фонематического слуха и восприятия;
коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
совершенствование лексико-грамматических категорий;
совершенствование навыков пространственной ориентации;
упражнения для развития общей и мелкой моторики.
В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяю следующие методы и приемы:
Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.
Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
Игровые приемы.
Наглядные приемы.
Схемы.
Видеоматериалы.
Иллюстрации.
Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев.
Су-Джок терапия проводится поэтапно.
I этап. Знакомство детей с шариком - массажером Су-Джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика – массажера Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Ожидаемый результат:
благоприятное воздействие на весь организм;
стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
развитие координация движений и мелкой моторики;
развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:
сократить сроки коррекционной работы;
повысить качество работы;
наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Часть I. Су-джок терапия – нетрадиционная здоровьесберегающая технология.
СуДжок терапия (Су-Джок) - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. В исследованиях профессора Пак Чже Ву обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно.
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Метод Су-Джок - это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. Су-Джок-терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Проявляя живой интерес к занятиям с массажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности. Также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия.
Часть II
Практическое применение Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе дошкольников.
Применяются Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов су-джок терапии.
Перспективный тематический план.
№
п/п Тема. Этап занятия, этап работы. Игры, упражнения.
I. “Ушки на макушке”. 1. Характеристика звука. “Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”
“Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”
Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
• красный - для гласных;
• синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;
• синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;
• зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;
• зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.
2. Связь звука с буквой. (“Буквы знаю и пишу…”) Прокатывание шариком по написанной букве.
Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.
3. Развитие фонематического слуха. Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”
“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук”
4. Звуковой и слоговой анализ слов.
(“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”) Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.
“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”
II “Мой послушный язычок всё, что нужно, сказать смог!” 1. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
2. Дифференциация звуков в слогах, словах-паронимах, фразах.
3. “Звуки в стихах…” “Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”
“Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори”
“Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова”
Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики.
“Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”.
Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами
III “Весёлая грамматика” Работа по совершенствованию лексико-грамматического строя речи:
1) словоизменение;
2)словообразование;
3) отработка предложно-падежных конструкций;
4) работа над словарем “Шарик кати - слово говори”.
Игры с перекатыванием массажё ра друг другу:
“Один-много”, “Много - один”
“Назови ласково”, “Чей? Чья? Чьи?”
“Ловко с шариком играем и предлоги называем”
“Скажи наоборот”
“Кто в каком домике живёт?” и т. д.
IV “Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю” Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.
“Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай”
“Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”
V “Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем”” 1. Игры с шариком су-джок, направленные на развитие мелкой моторики. комплекс “Разминка”
сказка “Ёжик”
комплекс “Фокусник”
прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации
2. Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.
“Запрещенное движение”
“Делай, как я”
Приемы Су - Джок терапии.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
В логопедических целях, Су - Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Все перечисленные приемы я рекомендовала к использованию педагогам и родителям. С этой целью провела для них мастер- классы «Здоровье на ладошке» консультации, практикумы, презентации.
Массаж Су - Джок шарами.
дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Использование Су - Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Использование Су - Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Использование Су - Джок шаров для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Использование шариков при выполнении гимнастики.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
- руки развести в стороны;
- руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
- руки развести в стороны;
- опустить руки.
Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий - под коробку; зеленый - около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги» : Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются :
Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок шариков,они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Заключение.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования педагогам и родителям. У детей повысилась речевая активность- это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
Продукты проекта :
1. Педагогические мероприятия.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровье на ладошке»23.11.2015г. ;
Мастер-класс для родителей «Играем-речь развиваем»30.03.2015г. ;
Выступление на представительском собрании родителей «Су-Джок терапия как современная здоровьесберегающая технология» в работе с детьми»27.11.2015г.
Презентация опыта на муниципальном практико – ориентированном семинаре «Предметно – пространственная среда ДОУ, как условие предоставления качественного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» 04.12.2015г.
2. Картотека игр
- с массажными шариками;
- с эластичными кольцами.
3. Картотека физкультминуток с использованием Су-Джок;
4. Информационный буклет для педагогов и родителей «Су-Джок» терапия
для дошкольников.
5. Тематическое планирование по реализации проекта.
6. Размещение учебно-методического материала на страничке учителя-логопеда официального сайта ДОУ.
7. Участие в Экспресс – Международном конкурсе: "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». 21.12. 2015г – 15 .02. 2016 г.
Международный социальный образовательный интернет-проект PEDSTRANA.RU
8. 1 и 3 место в Экспресс – Международном конкурсе «Играем пальчиками, развиваем речь". 21.12. 2015г – 15 .01. 2016 г. Международный социальный образовательный интернет-проект PEDSTRANA.RU
9. Презентация «Здоровье на ладошке». Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками.
10. Публикация на сайте «Педразвитие» учебно-методического материала
«Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми».
Ссылка:https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=16172
Свидетельство серия АБ №16307 от 12.02.2015г.