Наталья Алыкова
Сказкотерапевтическое занятие «Деревья — характеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развитие навыков рефлексии, творческого и метафорического мышления.
Задачи:
помощь учащимся в осознании черт собственного характера.
тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
развитие умения эффективно взаимодействовать с окружающими.
Этапы работы:
I. Этап – актуализация знаний учащихся о компонентах сказки, метафорах и героях сказок (в том числе и народных персонажах сказок)
Цели: - погружение учащихся в атмосферу сказки;
- активизация внимания учащихся;
Публикация «Сказкотерапевтическое занятие „Деревья — характеры“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
- настрой детей на восприятие сказки.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.
Упражнение «Сказочные персонажи».
Время: 10 минут.
Ход упражнения:
- Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т. д, и «положительные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т. д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».
Вопросы для обсуждения:
Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?
Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?
II. Этап – Основная деятельность
Цели:
- применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя;
- формирование умений расслабляться и снимать напряжение;
- развитие умения эффективно взаимодействовать с окружающими;
- развитие творческого воображения и художественных ресурсов.
Материалы: музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.
Прослушивание сказки «Деревья-Характеры» под спокойную музыку.
Время: 30 мин.
Данный этап состоит из 2 частей:
Часть 1. «Слушание сказки»
Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку.»
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (сопровождается показом слайдов)
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли. Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам.
У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи.
Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства.
Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.
Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры : иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто.
Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы минуту посидеть в тишине и отследить эмоциональный фон, возникший при слушании сказки. Далее ведущие предлагают детям использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами.
Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать. Время на рисование – не меньше десяти минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущие объявляют:
- Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите. Придумайте имя этому существу или этим существам.
Часть 2. «Найди похожие черты»
- Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку.
Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения рисунка и слушания сказки. Интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.
Вопросы для обсуждения:
Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
Какие ощущения вызвала проделанная работа?
III. Этап – Завершение
Цели:
- получение обратной связи;
- самоанализ участниками полученного опыта;
- развитие креативности;
- тренировка умения взаимодействовать с окружающими.
Материалы: листочки из бумаги, фломастеры, ручки, на доске - силуэт дерева из картона, музыкальная композиция.
Время: 5-10 мин.
Вопросы для обсуждения:
Какими же качествами обладают ваши деревья – характеры?
Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
Как проявили себя эти существа в созданных вами рисунках?
В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
Как вы можете охарактеризовать эти существа?
Какими качествами они обладают?
Какие чувства вы испытываете сейчас?
Игра “Дерево дружбы”
(Воспитание уважения к себе и друг к другу)
- Представьте, что в волшебном сказочном лесу мы увидели “ Дерево дружбы”, только на нем нет листочков. У Вас у всех есть ласковые, красивые имена. Мы сейчас создадим “Дерево дружбы”. Каждый возьмет листочек, который ему нравится и на нем напишет свое ласковое имя. Листочки прикрепим на ветви дерева. Это дерево нашей дружбы. Оно напоминает, что мы умеем уважать и понимать друг друга.
Молодцы! Какое красивое и волшебное получилось у нас “Дерево дружбы”
Литература:
И. В. Вачков. Сказка о деревьях-характерах.