Светлана Маркова
Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
1. Развитие познавательных способностей.
а) расширить знания о деревьях.
б) закрепить знания о строении дерева и дать представление о том, какую роль в жизни дерева играет каждая его часть.
в) закрепить знания о семенах и плодах, условиях жизни и роста деревьев.
г) развитие памяти детей, воображения, внимания, мышления.
2. Активизация и обогащение словаря: опыт, эксперимент, лаборант, эксперты.
Публикация «Открытое занятие по окружающему миру „Деревья — главные жители леса“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные, лесные звери
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Воспитание у детей экологического мышления: бережного отношения к природе и понимание того, что «лес – это наше богатство», человек без леса прожить не может.
4. Учить детей слушать музыку.
Материалы к занятию :
1. Фонограмма музыки из цикла «Колыбельные природы».
2. Картинки – части дерева, сломанное дерево, схематические изображения почвы, света (солнца, тепла (термометр, воды (лейка).
3. Белочка – игрушка, корзинка, семена и плоды деревьев.
4. Для дидактических игр – 2 набора картинок: 1 – деревья, 2 – листья с семенами или плодами деревьев.
5. Для опытов - №1. Две модели дерева : одна – с корнями, другая – без корней. Две коробки с песком.
№2. Модель дерева из марли, баночка с подкрашенной водой.
№3. Стеклянный колпак (аквариум, мышь – игрушка, горшок с цветком.
Деревья – главные жители леса.
Ход занятий.
Воспитатель: Сегодня мы начнем занятие с музыкальной загадки. Слушая музыку, попробуйте себя представить там, где вы могли бы слышать подобные звуки. Почувствуйте настроение музыки и расскажите о своих ощущениях.
(Фонограмма музыки из цикла «Колыбельные природы» со звуками пения птиц.)
Высказывания детей.
Воспитатель: Чтобы из всех ответов найти правильный, послушайте загадку:
«Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.» (Лес)
Воспитатель: Что можно назвать лесом? (Деревья, кустарники, травы, животные, птицы, насекомые, грибы.)
Воспитатель: Можно про лес сказать, что он живой?
- Без чего не бывает леса? (Без деревьев.)
- Можно про деревья сказать, что они живые? (Высказывания детей.) Почему так считаете?
Воспитатель: Все деревья и другие растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
- А вот и наш первый гость. (Выставляется картинка с выраженными частями дерева.)
- Что вы можете сказать о дереве? (Перечисляют части дерева.)
- Для чего нужна кора дереву? – (Чтобы защищала дерево от мороза и солнечных ожогов.)
- Может ли дерево жить без корней? (Высказывание детей.)
- Правильность ваших ответов мы можем проверить в нашей лаборатории с помощью опытов. Для работы в лаборатории мне нужны два лаборанта. Остальные – эксперты – должны наблюдать за работой, и рассказать, что интересного они увидели в лаборатории.
Опыт №1. Два макета дерева. Один макет без корневой системы поставлен в коробочку с песком. Лаборанты, изображая ветер, дуют на макет, он – падает. Другой макет – с корневой системой, укреплен в песке. Под воздействием «ветра», он остается неподвижен.
Дети рассказывают, что увидели и делают вывод:
1. Дерево держится корнями за почву, поэтому сохраняет устойчивость.
Воспитатель: Для чего дереву еще нужна почва? (Чтобы питаться.)
В почве находятся питательные вещества, необходимые для жизни растений.
- Для жизни деревьев и других растений нужна почва.
(Выставляется карточка, схематически изображающая почву.)
Как дерево забирает эти питательные вещества?
Предположение детей, что дерево питается с помощью корней, подтверждается другим опытом.
Опыт №2. Сделанный из марли макет дерева : корни, ствол, крона – погружается в баночку с подкрашенной водой корнями. Вода медленно начинает подниматься по «стволу» вверх.
Дети делают вывод:
2. Корни нужны дереву для того, чтобы впитывать воду.
Воспитатель: Корни всасывают не простую воду, а с питательными веществами, которые вода, растворяя, берет из почвы. Таким образом, обогащенная вода, поднимаясь на вверх по стволу дерева к веткам и листьям, питает все дерево.
- Для жизни растений нужна вода.
(выставляется карточка, схематически изображающая воду.)
Воспитатель: Что делают деревья зимой и почему? (Зимой деревья спят, потому что им холодно.)
- Когда деревья просыпаются и почему? (Деревья просыпаются весной, потому что становится тепло.)
- Что необходимо для роста, цветения, жизни растений? (Тепло.)
(выставляется карточка, схематически изображающая тепло.)
Воспитатель: - Мы говорим – деревья дышат. Деревья дышат углекислым газом через листья, кору, и корни. Он служит им дополнительной пищей, но с помощью света. Только под воздействием света углекислый газ сможет превратиться в питательные вещества.
Таким образом, свет – это еще одно условие необходимое для жизни дерева.
- Мы с вами выделили четыре условия, обеспечивающих полноценную жизнь деревьев – это почва, вода, свет и тепло (перечисляют дети). Если все условия выполнены, то вырастут деревья здоровые, сильные и красивые, закачаются на ветру.
Физминутка. Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон.
Зашумел листвою клен.
Воспитатель: - Может ли дерево жить вечно? (предположения детей)
(выставляется картинка)
Выясняется, что деревья могут состариться, их может сломать ураган, животные, человек спилить, срубить.
Воспитатель: - Как пополняется лес новыми деревьями? (Может посадить человек. Деревья вырастают из семечек и плодов.)
Воспитатель приносит белочку с корзинкой. Белочка просит ребят отгадать, какие плоды и семена у нее в корзинке. (Дидактическая игра). После игры воспитатель предлагает вернуть семена белочке.
- Для чего нужны плоды и семена белочку? (Чтобы белочка зимой не погибла, она будет питаться семенами и плодами.)
Воспитатель: - Белочка хочет узнать, хорошо ли вы знаете деревья. Она приготовила для вас игру «Найди пару».
Дети делятся на 2 команды. Одной раздаются карточки с деревьями, другой – карточки с семенами и листьями. Проводится дидактическая игра.
Дети благодарят белочку и прощаются с ней.
Воспитатель показывает семечко – крылатку, которое забыла белочка и спрашивает, что с ним можно сделать. Дети предлагают посадить крылатку.
Воспитатель спрашивает, при каких условиях может вырасти из него дерево.
Дети вспоминают четыре условия – почва, вода, свет, тепло.
Воспитатель: - Выросло большое ветвистое дерево. Представьте себя в лесу под этим деревом.
Психологическая разгрузка под музыку из цикла «Колыбельные природы».
- Закройте глаза, дышите ровно и спокойно. Вы вдыхаете смолистые запахи сосны и ели, целебный воздух березы и дуба, тонкий аромат цветов. Вам приятно ощущать прохладу тенистых деревьев. Откройте глаза.
Воспитатель: - Ребята, почему в лесу всегда легко дышится? (Там много свежего воздуха)
- Для дыхания людей, животных нужен кислород. В лесу его очень много, но откуда он там берется? Как об этом узнали люди? Для этого ученые проводили различные опыты. Давайте вернемся в нашу лабораторию, и я покажу вам один из них.
Опыт. – Под стеклянный колпак поместили мышку. Через некоторое время она погибла, т. к. ей нечем было дышать, кончился кислород.
Под другой колпак поместили растение и мышку. Мышь продолжила жить, оставаясь здоровой.
- Почему вторая мышь не погибла? (Рассуждения детей).
- Мышь выжила, потому что под колпаком, благодаря растению, появился кислород.
- Таким образом, ученые сделали важное для человечества открытие, что только растения дают кислород, необходимый для жизни людей и животных.
- Представьте, что будет, если вырубить все леса, уничтожить всю растительность? (Рассуждения детей).
- На земле прекратится жизнь.
- Что еще дают деревья кроме кислорода? (Мебель, бумагу, спички, дрова, музыкальные инструменты, корзины, посуду, древесину для поделок, мед, фрукты, ягоды и др.)
- Вот и получается, что без деревьев, без леса не возможно представить жизнь человека. Лес кормит, поит, согревает. Берегите лес, сохраняйте его.
Лес – это наше богатство!
В лесу и тень, и прохлада.
А воздух – целебный настой.
И слышатся птичьи рулады
В глуши потаенной, лесной.
Растенья – нам добрые братья,
Былинка и дуб – исполин.
Планеты зеленое платье
Давайте, друзья, сохраним.
Использованная литература.
1. Т. А. Шорыгин «Деревья. Какие они?».
2. Т. А. Шорыгина «Экологические сказки для малышей».
3. Т. Н. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
4. «Добро пожаловать в экологию». 2 ч. Составитель О. А. Воронкевич.
5. Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Природа. Введение в биологию и экологию.
6. Энциклопедия для детей. Биология. Аванта +