Лучший педагог года

Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа)

Светлана Маркова
Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия :

1. Развитие познавательных способностей.

а) расширить знания о деревьях.

б) закрепить знания о строении дерева и дать представление о том, какую роль в жизни дерева играет каждая его часть.

в) закрепить знания о семенах и плодах, условиях жизни и роста деревьев.

г) развитие памяти детей, воображения, внимания, мышления.

2. Активизация и обогащение словаря: опыт, эксперимент, лаборант, эксперты.

Публикация «Открытое занятие по окружающему миру „Деревья — главные жители леса“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

3. Воспитание у детей экологического мышления: бережного отношения к природе и понимание того, что «лес – это наше богатство», человек без леса прожить не может.

4. Учить детей слушать музыку.

Материалы к занятию :

1. Фонограмма музыки из цикла «Колыбельные природы».

2. Картинки – части дерева, сломанное дерево, схематические изображения почвы, света (солнца, тепла (термометр, воды (лейка).

3. Белочка – игрушка, корзинка, семена и плоды деревьев.

4. Для дидактических игр – 2 набора картинок: 1 – деревья, 2 – листья с семенами или плодами деревьев.

5. Для опытов - №1. Две модели дерева : одна – с корнями, другая – без корней. Две коробки с песком.

№2. Модель дерева из марли, баночка с подкрашенной водой.

№3. Стеклянный колпак (аквариум, мышь – игрушка, горшок с цветком.

Деревья – главные жители леса.

Ход занятий.

Воспитатель: Сегодня мы начнем занятие с музыкальной загадки. Слушая музыку, попробуйте себя представить там, где вы могли бы слышать подобные звуки. Почувствуйте настроение музыки и расскажите о своих ощущениях.

(Фонограмма музыки из цикла «Колыбельные природы» со звуками пения птиц.)

Высказывания детей.

Воспитатель: Чтобы из всех ответов найти правильный, послушайте загадку:

«Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.» (Лес)

Воспитатель: Что можно назвать лесом? (Деревья, кустарники, травы, животные, птицы, насекомые, грибы.)

Воспитатель: Можно про лес сказать, что он живой?

- Без чего не бывает леса? (Без деревьев.)

- Можно про деревья сказать, что они живые? (Высказывания детей.) Почему так считаете?

Воспитатель: Все деревья и другие растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут и размножаются.

- А вот и наш первый гость. (Выставляется картинка с выраженными частями дерева.)

- Что вы можете сказать о дереве? (Перечисляют части дерева.)

- Для чего нужна кора дереву? – (Чтобы защищала дерево от мороза и солнечных ожогов.)

- Может ли дерево жить без корней? (Высказывание детей.)

- Правильность ваших ответов мы можем проверить в нашей лаборатории с помощью опытов. Для работы в лаборатории мне нужны два лаборанта. Остальные – эксперты – должны наблюдать за работой, и рассказать, что интересного они увидели в лаборатории.

Опыт №1. Два макета дерева. Один макет без корневой системы поставлен в коробочку с песком. Лаборанты, изображая ветер, дуют на макет, он – падает. Другой макет – с корневой системой, укреплен в песке. Под воздействием «ветра», он остается неподвижен.

Дети рассказывают, что увидели и делают вывод:

1. Дерево держится корнями за почву, поэтому сохраняет устойчивость.

Воспитатель: Для чего дереву еще нужна почва? (Чтобы питаться.)

В почве находятся питательные вещества, необходимые для жизни растений.

- Для жизни деревьев и других растений нужна почва.

(Выставляется карточка, схематически изображающая почву.)

Как дерево забирает эти питательные вещества?

Предположение детей, что дерево питается с помощью корней, подтверждается другим опытом.

Опыт №2. Сделанный из марли макет дерева : корни, ствол, крона – погружается в баночку с подкрашенной водой корнями. Вода медленно начинает подниматься по «стволу» вверх.

Дети делают вывод:

2. Корни нужны дереву для того, чтобы впитывать воду.

Воспитатель: Корни всасывают не простую воду, а с питательными веществами, которые вода, растворяя, берет из почвы. Таким образом, обогащенная вода, поднимаясь на вверх по стволу дерева к веткам и листьям, питает все дерево.

- Для жизни растений нужна вода.

(выставляется карточка, схематически изображающая воду.)

Воспитатель: Что делают деревья зимой и почему? (Зимой деревья спят, потому что им холодно.)

- Когда деревья просыпаются и почему? (Деревья просыпаются весной, потому что становится тепло.)

- Что необходимо для роста, цветения, жизни растений? (Тепло.)

(выставляется карточка, схематически изображающая тепло.)

Воспитатель: - Мы говорим – деревья дышат. Деревья дышат углекислым газом через листья, кору, и корни. Он служит им дополнительной пищей, но с помощью света. Только под воздействием света углекислый газ сможет превратиться в питательные вещества.

Таким образом, свет – это еще одно условие необходимое для жизни дерева.

- Мы с вами выделили четыре условия, обеспечивающих полноценную жизнь деревьев – это почва, вода, свет и тепло (перечисляют дети). Если все условия выполнены, то вырастут деревья здоровые, сильные и красивые, закачаются на ветру.

Физминутка. Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

Воспитатель: - Может ли дерево жить вечно? (предположения детей)

(выставляется картинка)

Выясняется, что деревья могут состариться, их может сломать ураган, животные, человек спилить, срубить.

Воспитатель: - Как пополняется лес новыми деревьями? (Может посадить человек. Деревья вырастают из семечек и плодов.)

Воспитатель приносит белочку с корзинкой. Белочка просит ребят отгадать, какие плоды и семена у нее в корзинке. (Дидактическая игра). После игры воспитатель предлагает вернуть семена белочке.

- Для чего нужны плоды и семена белочку? (Чтобы белочка зимой не погибла, она будет питаться семенами и плодами.)

Воспитатель: - Белочка хочет узнать, хорошо ли вы знаете деревья. Она приготовила для вас игру «Найди пару».

Дети делятся на 2 команды. Одной раздаются карточки с деревьями, другой – карточки с семенами и листьями. Проводится дидактическая игра.

Дети благодарят белочку и прощаются с ней.

Воспитатель показывает семечко – крылатку, которое забыла белочка и спрашивает, что с ним можно сделать. Дети предлагают посадить крылатку.

Воспитатель спрашивает, при каких условиях может вырасти из него дерево.

Дети вспоминают четыре условия – почва, вода, свет, тепло.

Воспитатель: - Выросло большое ветвистое дерево. Представьте себя в лесу под этим деревом.

Психологическая разгрузка под музыку из цикла «Колыбельные природы».

- Закройте глаза, дышите ровно и спокойно. Вы вдыхаете смолистые запахи сосны и ели, целебный воздух березы и дуба, тонкий аромат цветов. Вам приятно ощущать прохладу тенистых деревьев. Откройте глаза.

Воспитатель: - Ребята, почему в лесу всегда легко дышится? (Там много свежего воздуха)

- Для дыхания людей, животных нужен кислород. В лесу его очень много, но откуда он там берется? Как об этом узнали люди? Для этого ученые проводили различные опыты. Давайте вернемся в нашу лабораторию, и я покажу вам один из них.

Опыт. – Под стеклянный колпак поместили мышку. Через некоторое время она погибла, т. к. ей нечем было дышать, кончился кислород.

Под другой колпак поместили растение и мышку. Мышь продолжила жить, оставаясь здоровой.

- Почему вторая мышь не погибла? (Рассуждения детей).

- Мышь выжила, потому что под колпаком, благодаря растению, появился кислород.

- Таким образом, ученые сделали важное для человечества открытие, что только растения дают кислород, необходимый для жизни людей и животных.

- Представьте, что будет, если вырубить все леса, уничтожить всю растительность? (Рассуждения детей).

- На земле прекратится жизнь.

- Что еще дают деревья кроме кислорода? (Мебель, бумагу, спички, дрова, музыкальные инструменты, корзины, посуду, древесину для поделок, мед, фрукты, ягоды и др.)

- Вот и получается, что без деревьев, без леса не возможно представить жизнь человека. Лес кормит, поит, согревает. Берегите лес, сохраняйте его.

Лес – это наше богатство!

В лесу и тень, и прохлада.

А воздух – целебный настой.

И слышатся птичьи рулады

В глуши потаенной, лесной.

Растенья – нам добрые братья,

Былинка и дуб – исполин.

Планеты зеленое платье

Давайте, друзья, сохраним.

Использованная литература.

1. Т. А. Шорыгин «Деревья. Какие они?».

2. Т. А. Шорыгина «Экологические сказки для малышей».

3. Т. Н. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

4. «Добро пожаловать в экологию». 2 ч. Составитель О. А. Воронкевич.

5. Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Природа. Введение в биологию и экологию.

6. Энциклопедия для детей. Биология. Аванта +

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по окружающему миру с использованием ИКТ «Деревья зимой»Интегрированное занятие по окружающему миру с использованием ИКТ «Деревья зимой» Цели: познакомить детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой; закрепить знания о роли деревьев в жизни зверей и птиц; воспитывать.

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Правила поведения в природе» (подготовительная группа) Цель: закреплять знания детей о правилах поведении в природе. Задачи: 1. Обучающие: Выявить у детей знания каким образом относиться к природе;.

Открытое интегрированное занятие по окружающему миру и рисованию «Растения лугов и полей» (подготовительная группа)Открытое интегрированное занятие по окружающему миру и рисованию «Растения лугов и полей» (подготовительная группа) Открытое интегрированное занятие Окружающий мир и рисование. (подготовительная группа 6-7 лет) Цель занятия: Познакомить детей с растениями.

Открытое занятие окружающему миру в средней группе по теме «Времена года» Цель: закрепить знания детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их в дидактической игре и выражать в.

Открытое занятие по окружающему миру «Прогулка в осенний лес» Ход ООД: Сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее царство осени. Всех ребяток приглашаю в лес пойти, Замечательный,.

Открытое занятие «Вода и ее свойства» по окружающему миру для средней группы Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы №1 Тема: «Вода и ее свойства». Программное содержание: 1. Обогащать.

Открытое занятие по окружающему миру «Зима в лесу» для средней группы Конспект открытого НОД по ФЦКМ. Тема: Зима в лесу Для детей 4-5 лет. Цель: формирование целостного представления детей о диких животных,.

Открытое занятие по окружающему миру «Природа — наш общий дом» в подготовительной к школе группе Конспект занятия на тему «Природа – наш общий дом» в подготовительной к школе группе. Цель: Показать природу как общий дом всех людей и.

Открытое занятие в средней группе по окружающему миру «Шестиногие малыши» Открытое занятия для родителей по окружающему миру в средней группе. Тема «Шестиногие малыши». Цель: сформировать у детей представления.

Презентация к занятию по окружающему миру на тему «Хвойные и лиственные деревья» (подготовительная группа) Слайд 1. Хвойные и лиственные деревья Слайд 2. Воспитатель рассказывает, что все это листья, включая хвоинки. Вместе играют в игру "От.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа)
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 22:05
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД