Светлана Владимирова
Сказкатерапия как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности
▼ Скачать
Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно.
Сказкотерапия – один из новых методов, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Публикация «Сказкатерапия как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Он используется для развития творческой инициативы, для преодоления детских страхов, для снижения тревожности и агрессивности, для накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.
Актуальность использования сказкотерапии в том, что сказки — это естественная составляющая повседневной жизни детей.
Цель: Развитие творческих способностей посредством сказкатерапии.
Задачи сказкотерапии :
1. Развивать речь детей с помощью:
Пересказывание сказок;
Рассказывания сказок от третьего лица;
Группового рассказывания сказок;
Рассказывания сказок по кругу;
Постановка сказок с помощью кукол;
Сочинения сказок.
Анализ сказок.
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
Сказка в нашей группе начинается с физкультминутки и волшебной каши на завтрак.
Мы стараемся провести наш день в доброй сказочной обстановке.
На занятия к нам приходят разные сказочные герои, которые нам рассказывают интересные истории о окружающем мире, играют с нами, читают сказки и учат нас быть добрыми.
Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне.
А научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Виды сказок, которые применяются в сказкотерапии
народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ; (в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку)
развивающая сказка – расширяет знания ребенка об пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях, (сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы);
диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру (Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая);
психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок — медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.
Организация детской сказкотерапии
Для начала знакомлю детей со сказкой, мы рассматриваем картинки. Знакомимся с героями, в процессе чтения анализируем действия этих героев, вместе с детьми.
Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы анализ поведения героя выглядел как поучения, требования. Нужно увлечь детей, чтобы говорили они, а я со своей стороны контролирую правильность их мыслей.
Содержание сказки должно быть понятно ребенку и должно соответствовать его возрасту.
Обязательно инсценируем то, что прочитали, делаем оценку, с помощью интонации выражаем своё мнение.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить нашим детям возрастные проблемы.
Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на прогулках, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память т. е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев из сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
Предметно-развивающая среда.
Для достижения цели и для получения лучшего результата, очень важно- создать предметно- развивающую среду. Для этого в нашей группе были созданы различные уголки.
Театральный уголок. Здесь подобран достаточно разнообразный материал по театральной тематике, что-то мы сделали сами, что-то приобрели, а что-то нам подарили родители. Дети очень любят перевоплощаться в сказочных героев, используя этот материал.
С помощью кукольного, варежкового и настольного театра, дети показывают мини – спектакли, мини — сценки друг другу и малышам, с помощью масок инсценируют и драматизируют рус. нар. сказки «Репка», «Колобок», и т. д. Дети с большим удовольствием, эмоционально проигрывают свои роли.
Так же детки используют в играх пальчиковый, магнитный и плоскостной театр, инсценируя сказки у детей, совершенствуется диалогическая речь, развивается умение внимательно следить за ходом действия. Развивается творческое мышление и воображение.
У нас есть волшебный замок, где живут добрые герои. Ковр- самолёт на котором мы путешествуем по сказкам. Детям очень нравится фантазировать и придумывать сюжеты нашей сказочной игры.
В нашем театральном уголке есть плюшевые герои-игрушки. Детям их всегда можно потрогать руками, прижать к себе и поговорить с ними.
Есть у нас и уголок творчества для свободного рисования, где находятся цветные карандаши, альбомные листы и раскраски с картинками из сказок.
Уголок ряжения. Наряжаться у нас любят и девочки, и мальчики. Здесь у нас есть костюмы для театральных постановок, а также нарядные юбочки, и сарафаны, разные накидки и шляпки, в которые дети наряжаются и устраивают показ мод.
Книжный уголок. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу. Он может внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к понравившимся ему эпизодам.
Так же у нас имеется картотека различных игр и театральных постановок, которая постоянно пополняется и очень помогает нам в развитии творческих способностей наших детей.
Работа по методу сказкатерапии даё т положительные результаты:
У детей расширяется словарный запас, развиваются творческие способности;
Снижается уровень тревожности и агрессивности;
Дети становятся более дружелюбными, внимательными, отзывчивыми;
Стараться самостоятельно решать проблемные ситуации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю и детям возможность проявить творчество, индивидуальность. А благодаря сказочным героям делает путешествие в мир сказок, рассказов и стихов – интересным и увлекательным. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. А благодаря применению на занятиях различных современных технологий, позволяют воспитателю наиболее полно активировать ресурсные возможности ребенка.