Ольга Разинкова
Системно-деятельностный подход в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Системно — деятельностный подход в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала, так как природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть этот потенциал.
Публикация «Системно-деятельностный подход в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до» размещена в разделах
Современный детский сад это место, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, самопознания – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника. Этому способствует системно-деятельностный подход в дошкольном образовании.
Системно-деятельностный подход, созданный Людмилой Георгиевной Петерсон, - основа ФГОС ДОО, где категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять детьми, развивать их познавательную активность. Системно-деятельностный подход позволяет учитывать возрастные, физиологические, психологические характеристики детей. Особое значение отводится поиску форм общения между наставником и воспитанником для полноценной и продуктивной совместной деятельности.
Главная цель педагога сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по её поиску и обработке, соблюдая принципы деятельностного подхода.
1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
5. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Одним из ведущих методов реализации системно–деятельностного подхода к образовательной деятельности является метод проектов. Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию: играя, творя, ставя простые опыты, наблюдая, сравнивая, делая выводы. Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности. Сочетание разнообразных педагогических приемов с проектной и исследовательской деятельностью дает желаемый результат.
В нашем детском саду системно-деятельностный подход к развитию детей осуществляется через проектную деятельность. Реализуя проекты в группах, мы проводим различные эксперименты и опыты в процессе которой дети, исследуя различные объекты, учатся делать выводы.
Например, для реализации проекта «Воздух-невидимка», дети провели ряд опытов с воздухом: "Поймай воздух" (опыт с пакетом, "Воздух движется" (опыт с веером, "Воздух имеет вес" (опыт с шариком, "Воздух легче воды" (опыт выдувания воздуха из воды, "Воздух не имеет запаха". Продуктами деятельности детей стало : организация фотовыставки «Воздух и мы», создание альбома «Воздух вокруг нас», организация групповой выставки «Воздух нужен всем». Дети узнали, что воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. В результате проведённой работы, дети сделали выводы, что воздух не имеет цвета, запаха, вкуса и что жизнь на земле без воздуха невозможна.
Во время реализации проекта «Вода - это жизнь», дети изучили свойства воды: «Вода растворитель» (опыт с солью, сахаром, мелом, с разными красками). «Три состояния воды» (опыты с нагреванием и замораживанием воды). Проводили опыты по очистке воды с помощью ватных дисков и песка. Провели акцию «Берегите воду» (проверяли утечку воды из кранов в группах и дома). А главное изучили круговорот воды в природе, что помогло детям сделать вывод, что вода – это основа жизни и главная драгоценность на земле.
В проекте «Минералы и камни» дети проводили исследования камней по разным свойствам: опыт «Какими бывают камни» (определяли цвет камней, опыт «Определение размера» (определяли размер камней, опыт «Определение характера поверхности» (определяли поверхность камней, искали самый гладкий камень и самый шершавый, опыт «Определение формы» (определяли, меняют ли камни форму, сравнивали с пластилином, опыт «Рассматривание камней через лупу», опыт «Определение веса» (дети определяли самый тяжелый и самый легкий камень, опыт «Тонут ли камни в воде?» (дети, опуская камни в воду, определяли, тонут они или нет, опыт «Впитывает – Не впитывает» ( дети проводили эксперименты с разными минералами: камнями, песком, солью и т. д.). Также ребята из опыта «Живые камни» знакомились с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми, узнали, что некоторые камни “шипят” (мел, известняк). Огромный восторг у детей вызвало изготовление пещеры из выращенных кристаллов соли и опыт с извержением вулкана. Ещё, в рамках проекта дети изучили слои почвы, провели эксперименты с отдельными минералами: мелом, магнитным железняком, с солью, узнали, какими способами добываются эти породы. Дети сделали вывод, что камни и минералы бывают разные, но каждый из них по своему необходим человеку.
Большое значение у нас уделяется правилам безопасности на улицах города. В рамках этой темы осуществлялась разная проектная деятельность.
1. Проект «Разрисованная дорога», в результате чего дети узнали: когда появился первый пешеходный переход, какой он был, и почему он стал «зеброй». А так же выяснили, что такое «лежачий полицейский» и почему он «лежит» на дороге.
2. Проект «Дорога – это жизнь». Дети познакомились с историей светофора, узнали, где он родился, провели эксперименты со светофорами для пешеходов и для машин. Так же в процессе реализации проекта проводился эксперимент «Ремни безопасности», где дети узнали об истории детских кресел и ремней безопасности, где и почему они применяются. Но самым интересным для ребят стал эксперимент «Тормозной путь», откуда они узнали, что дорога во время дождя, снега и гололёда становится намного опаснее и почему. Дети с удовольствием показали этот эксперимент малышам.
3. Проект «Фликеры». В процессе реализации проекта, дети совместно с родителями делали различные фликеры - специальные светоотражающие детали для детей. Эти аксессуары помогают детям стать заметнее на дороге. В рамках проекта была проведена акция «Стань заметнее на дороге» - дети дарили фликеры прохожим.
Помимо этого проводились проекты по экологии: «Птицы наши друзья», «Витамины в тарелке и на грядке», «Первоцветы».
Таким образом, мы видим, что технология проектной деятельности соответствует заявленному в ФГОС ДО системно-деятельностному подходу. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии. Давайте же будем мудрецами и научим детей «ловить рыбу», а не получать её в готовом виде.
Список литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015) [электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://base.consultant.ru].
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18-22.
3. Галимова Р. А. Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как основа ФГОС дошкольного образования [Текст] / Р. А. Галимова.
4. Дозморова, Е. В. Новая система оценивания образовательных результатов [Текст] / Е. В. Дозморова // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т. В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010 – 52 с.
5. Малыгина, Л. Е. Системно-деятельностный подход в воспитании : проблемы и перспективы [Текст] / Л. Е. Малыгина, А. В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 12-15.