Марина Мандрыгина
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно – деятельностный подход в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания участников мастер-класса по использованию системно – деятельностного подхода с дошкольниками.
2. Показать участникам мастер-класса использование системно – деятельностного в практической деятельности педагога.
Публикация «Мастер-класс „Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах
Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, апельсиновые корки, дощечки, скорлупа грецкого ореха, пенопласт, железная пластина, подносы, макет вулкана, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, листы бумаги, стаканчики с водой, гуашь, трубочки для коктейля, кисточки, краски.
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками».
План работы нашего мастер-класса вы видите на слайде.
1. «Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
2. Практическая часть:
участие педагогов в проведении опытов;
составление опытов педагогами и их презентация.
3. Рефлексия
4. Оценка работы мастер-класса.
Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.
- Можно, - ответил Мастер.
- Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.
Мастер усмехнулся и сказал :
- Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.
(Старинная Китайская притча)
Поэтому смело, можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». В основу стандарта заложен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Ещё в 1988г. группа отечественных учёных (Виталий Александрович Сластенин, Евгений Николаевич Шиянови др.) утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».
В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять детьми, развивать их познавательную деятельность.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы.
решать задачи - как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне.
отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.
Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
В системно-деятельностном подходе существуют правила :
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
Главное достоинство системно – деятельностного подхода это исследовательско – экспериментальная деятельность. Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т. д.
МАСТЕР-КЛАСС
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть,
Лучше в сказке оказаться
Практикой самим заняться.
Ведущий: Живет в нашем лесу любопытный Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Ручеёк.
Заяц-Коська: Здравствуй ручеёк, ты куда бежишь?
Ручеё к: Хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
Заяц-Коська: Вот здорово, побежали наперегонки.
Ручеё к: Побежали.
Ведущий: Бежали, они бежали. И вдруг увидели в воздухе переливающие всеми цветами радуги прозрачные шары.
Заяц-Коська: Что это такое и как они появляются?
Ручеё к: Это мыльные пузыри.
Ведущий: Заяц-Коська очень захотел сделать такие мыльные пузыри, но не знал как?
Ведущий: Давайте поможем Зайцу-Коське сделать разноцветные мыльные пузыри.
ОПЫТ №1
Педагоги делают мыльные пузыри
Ведущий: Вы знаете, что мыльные пузыри – «отличные художники». Сейчас я предлагаю порисовать мыльными пузырями и подарить свои рисунки, Заяцу-Коське такие пузыри будут жить долго и радовать его.
Звучит музыка. Педагоги рисуют.
Ведущий: Как вы думаете, что дает детям проведение опытов с мыльными пузырями? В чем здесь выражается деятельностный подход?
Ответы педагогов
Ведущий: Дети учатся самостоятельно делать мыльные пузыри, пускать их, сравнивать по величине, развивается познавательная активность, любознательность, воображение фантазия, творческое мышление.
Ведущий: Побежали ручеек и Заяц-Коська дальше и оказались у берега огромной реки. Ручеек слился воедино с рекой.
Заяц-Коська: Эй, Ручеёк, где ты?
Ручеё к: Тут я, теперь я с другими ручейками вместе. Так веселее. Посмотри, какая высокая гора стоит на другом берегу, перебирайся на другой берег и узнай, что это за гора.
Заяц-Коська: Как же мне перебраться через реку, чтобы попасть на другой берег?
ОПЫТ № 2
Ведущий: Посмотрите, что вы видите на ваших столах?
Ответы педагогов: на столе лежат апельсиновые корки, дощечки, пенопласт, железная пластинка, скорлупа от грецкого ореха, цветы из бумаги.
Ведущий: Как вы думаете, сможет ли с помощью этих предметов Заяц-Коська перебраться через реку? Проверим?
Играет музыка. Педагоги проводят опыт.
Заяц-Коська: На каких предметах я переплыл на другой берег?
Заяц-Коська: Почему?
Ответы педагогов: Потому что они не тонут.
Заяц-Коська: Молодцы! Очень много способов вы нашли.
Ведущий: Как здесь выразился системно-деятельностный подход?
Ответы педагогов
Ведущий: Дети самостоятельно определяют, что можно использовать, чтобы перебраться на другой берег, делают выводы.
Ведущий: А теперь уважаемые коллеги попробуйте определить цель и задачи данного опыта.
Ответы педагогов
Ведущий: Такие цель и задачи были поставлены мной при проведении данного опыта.
На слайде показаны цель и задачи опыта
Цель: Поддерживать интерес к исследовательской деятельности через проведение эксперимента.
Образовательная
1. Учить детей формулировать выводы.
Развивающая
2. Развивать познавательные процессы детей в ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.
Воспитывающая
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Ведущий: Оказавшись на берегу Заяц-Коська увидел, что из горы шел дым, и лилась какая то красная жидкость.
Заяц-Коська: Ой, да это же вулкан!
Заяц-Коська: Что с ним происходит?
Ответы педагогов
Заяц-Коська: У вас на столе стоит макет вулкана. Предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана? Схема опыта показана на слайде.
1. Добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
2. Всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Ведущий: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан.
Ответы педагогов: Он извергается спокойно.
Ведущий: Какой можно сделать вывод?
Ответы педагогов
Ведущий: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана извергаться пена – лава красного цвета.
Ведущий: Уважаемые педагоги, увидели ли Вы системно-деятельностный подход в проведении сегодняшних опытов?
Ответы педагогов
Ведущий: Системность подхода заключается в том, что шло постепенное усложнение опытов. Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать. Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.
Заключительная часть
Ведущий: Послушайте притчу «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они, соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Рефлексия.
Составление синквейнов.
Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна представлена на слайде
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.
Ведущий: А вот какой синквейн составила я.
Синквейн представлен на слайде
Мастер-класс
Волнующий, интересный
Развивает, учит, вдохновляет
Мысли будоражит, уверенность будит.
Творчество!
Ведущий: В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.
Если вы узнали, что-то новое и решили использовать, представленный материал в своей работе поднимите «солнышко»;
Если вам было все знакомо, и вы уже используете, этот материал в своей работе поднимите «облако»;
Если вы считаете, что ваше время было потрачено, зря поднимите «тучу».
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!