Светлана Потапова
Практическая конференция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках круглого стола, в форме открытого диалога мы все вместе обсудим следующие вопросы:
1. Актуальность. Проблемы познавательного развития (экологического воспитания) дошкольников в современном обществе.
2. Познавательное развитие дошкольников (экологическое воспитание) в системе всестороннего развития личности
Публикация «Практическая конференция „Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС“» размещена в разделах
3. Роль, место, значение познавательного развития дошкольников (экологическое воспитание) в системе дошкольного образования.
4. Педагогические условия успешного и полноценного развития ребёнка - дошкольника. Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития детей
5. Формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста по формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС.
6. Условия, направленные на познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС
7. Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнёрами как условие формирования экологической культуры дошкольников
Итак, начинаем.
1. Актуальность. Проблемы познавательного развития (экологического воспитания) дошкольников в современном обществе.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
? : Как вы считаете, на самом ли деле вопросы экологического воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план?
Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.
? : Действительно ли существуют проблемы познавательного развития (экологического воспитания, в том числе и дошкольников, в современном обществе?
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
? : Какой возраст является базой для формирования основ экологического воспитания?
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.
Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
? :Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
? :Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?
Да!
? :Тогда открываем первый флажок!
2 ведущий:
2. Познавательное развитие дошкольников (экологическое воспитание) в системе всестороннего развития личности.
? :К какой образовательной области относиться экологическое развитие?
Познавательное развитие.
? :Назовите основную цель познавательного развития?
развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
? :Познавательное развитие (экологическое воспитание) детей предполагает решение следующих задач. Какие это задачи? (задачи расположены на мольберте).
-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,
-Формирование познавательных действий, становление сознания,
-Развитие воображения и творческой активности,
-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,
-Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках,
-Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
? :Что необходимо учитывать при реализации образовательной области «Познавательное развитие»?
•познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
•значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств;
•огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая и др.);
•реализация задач образовательной области обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Но чтобы решить эти задачи природа и педагогика выдвигает следующие принципы. Они все последовательны (принципы изображены в виде чаек).
Раздаётся крик чаек. А вот и принципы! Я приглашаю по желанию 10 человек найти эти принципы и зачитать их. Нужно выстроить последовательность.
1. Принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы и методы работы, учитывающие возрастные, психофизиологические особенности детей.
2. Принцип позитивизма - воспитание и обучение детей на положительных примерах (в практике – помимо запрещающих знаков использовать и разрешающие, и рекомендательные) для создания мотивации определенного типа поведения;
3. Принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);
4. Принцип системности - во взаимодействии специалистов ДОУ, и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями;
5. Принцип наглядности – учет наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование наглядного материала;
6. Принцип гуманистичности – в выборе педагогом гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание;
7. Принцип последовательности – в системе последовательного развертывания знаний от простого к более сложному;
8. Принцип безопасности - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к себе и окружающей среде.
9. Принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника.
10. Принцип интеграции – тесное сотрудничество всех образовательных областей;
? :Принцип интеграции экологического воспитания детей дошкольного возраста с другими образовательными областями, я предлагаю рассмотреть подробнее.
(Воспитатель смотрит в бинокль и видит бутылочки с SOS – сообщениями. В бутылочках спрятаны сообщения, надо достать их и ознакомить коллег.)
«Физическое развитие» -
Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе непосредственно образовательной деятельности дети под руководством инструктора по физической культуре и воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями, знакомят с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей
«Социально-коммуникативное развитие» -
В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Организация активной практической, самостоятельной и интеллектуальной деятельности детей и педагога по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья, повышение готовности детей к усвоению умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир».
«Речевое развитие» –
Процесс экологического развития во всем ее многообразии, способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон, при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей
«Познавательное развитие» -
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, и возрастные особенности. Логическую завершенность в системе познавательного развития «природа – человек – общество – природа».
«Художественно-эстетическое развитие»
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Какое место в образовательном процессе занимает экологическое воспитание?
Формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя НОД, совместную деятельность (труд, игры, досуги, чтение и др., он придает им воспитывающий характер.
? :Какой можно сделать вывод из вышесказанного?
Интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие паруса для огромного корабля.
? :Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?
Да!
? :Тогда открываем второй флажок! Поднять флаг!
3 ведущий:
3. Роль, место, значение познавательного развития дошкольников (экологическое воспитание) в системе дошкольного образования.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
На нашем корабле есть сундук с драгоценностями, давайте посмотрим, что же в нем. А в нем золото, не простое, а с гравировкой.
Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Давайте систематизируем наше золото согласно данной классификации.
Сенсорные. Развитие мышления, памяти и внимания;
Различные виды деятельности;
Вопросы детей;
Развитие логики;
Развивающие игры.
Интеллектуально-познавательные.
Развитие любознательности;
Развитие познавательной мотивации;
Развитие воображения и творческой активности.
Интеллектуально-творческие.
Формирование специальных способов ориентации;
Экспериментирование с природным материалом;
Использование схем, символов, знаков.
? :Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?
Да!
? :Тогда открываем третий флажок! Поднять флаг!
1 ведущий:
4. Педагогические условия успешного и полноценного развития ребёнка - дошкольника. Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития детей.
? :Уважаемые коллеги, давайте вспомним — посадив семя, что необходимо делать?
Конечно же, ухаживать. И в нашем случае, мы не будем упускать из вида этот момент.
? :Как нужно ухаживать?
Очень просто — создать условия.
? :Что такое условия если мы например говорим о природном объекте?
это окружающая среда, которая может быть естественной и специально созданной.
В данном случае естественную среду ассоциируем с солнцем, а специально — созданную — полив из лейки.
? : В таких условиях, точно должно вырасти дерево. Но вопрос состоит в том, как мы их используем?
Ведь мы можем посадить семя в темном месте, и очень редко поливать или наоборот слишком много, точно также и в педагогической практике.
Я считаю, мало использовать предназначенные нам условия внутренней среды, их необходимо постоянно обогащать.
? :О какой среде у нас с вами сейчас пойдёт речь? Как она называется согласно ФГОС?
Центр науки (Центр природы и экспериментирования)
? : Уважаемые коллеги, поделитесь, чем вы обогащаете внутреннюю среду? (Центр природы и экспериментирования) :
- комнатные растения (согласно возрасту детей);
- календарь природы;
- материалы для развития трудовых навыков;
- паспорта растений;
- папки-передвижки на экологическую тематику;
- макеты,
- материал для проведения элементарных опытов;
- обучающие и дидактические игры по экологии;
- природный и бросовый материал;
- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;
- материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;
- аудио материал на природоведческую тематику.
? :Как вы считаете достаточно ли использовать и обогащать только внутреннюю среду?
На мой взгляд использовать и обогащать только внутреннюю среду недостаточно, поэтому мы с вами используем в своей работе внешнюю среду.
? : Что это за среда? Как вы используете в своей работе внешнюю среду?
Оформление сюжетной зоны на своем участке, что позволяет создать мотивацию детей к исследовательской деятельности, создавать проблемные ситуации;
Оформление учебно – опытного участка: выращивание растений, где можно наблюдать цикличность роста и развития овощных культур «От семени до плодов», злаковых культур, цветочных культур, лекарственные травы, ягодные цветники и т. д., учить сравнивать, проводить опыты и эксперименты. Знакомить детей с разнообразием растительного мира, не только с помощью дидактических игр, пособий, но и непосредственно через общение с природой;
Совместно с детьми определяем погодные условия, силу ветра, дождя, температуру и выявляем характерные особенности погоды в любое время года.
Поэтому важно соблюдать баланс в использовании и обогащении среды, так как ее может быть, как мало, так и много. Таким образом, мы видим, что недостаточно иметь условия, а просто необходимо их обогащать, тогда росток будет стремиться вверх, образуя ствол.
? :Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?
Да!
? :Тогда открываем четвёртый флажок! Поднять флаг!
2 ведущий:
5. Формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста по формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС.
? : Назовите формы работы по экологическому воспитанию дошкольников, используемые в нашем Учреждении.
(в ёмкости находятся распечатанные рыбки с названиями форм работы, воспитатель предлагает поймать педагогам по рыбке и назвать форму работы, затем выпустить рыбку в море)
В нашем дошкольном учреждении проектная деятельность уже является можно сказать не инновационной, а традиционной формой работы. Я думаю, в каждой группе реализуются или будут реализованы проекты экологической направленности.
? :Уважаемые педагоги поделитесь снами опытом по реализации ваших проектов.
? :А теперь я предлагаю распределить методы. И раскрыть каждый. (Педагоги условно делятся на три микро группы и каждая микро группа раскрывает один метод).
Методы:
наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация видеофильмов разного жанра);
практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, моделирование)
словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы, рассматривание учебно-наглядных пособий, календарь погоды, тематические рисунки);
? :Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного?
Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка. Начиная работу на первой ступеньке образования в форме игровой деятельности, мы формируем у ребенка потребность бережного целесообразного расходования природных богатств, воспитываем чувство персональной ответственности за их сохранение и приумножение.
? :Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?
Да!
? :Тогда открываем пятый флажок! Поднять флаг!
3 ведущий:
6. Условия, направленные на познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС (открываем шестой флажок).
Условия:
• педагогические;
• эстетические;
• информационные;
• материально-технические;
• здоровьесберегающие;
• социальные.
Педагогические условия заключаются в разнообразии форм и методов экологического воспитания детей. Например, экскурсии, природоведческие беседы, экологические выставки, познавательно-экологические праздники и развлечения, изучение детских энциклопедий, просмотр видеороликов, презентаций, опыты и эксперименты, прогулки, использование творческих и исследовательских проектов.
Эстетические условия экологического воспитания. Эстетическое развитие – развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, то есть особое эмоциональное отношение. Исходя из этого эстетические условия экологического воспитания – это способность видеть и чувствовать прекрасное в мире природы, испытывать бережное и гуманное отношение к природе.
Информационные условия экологического воспитания заключаются в разнообразие источников информации. Информационное пространство может быть естественное и искусственное. Естественное – это окружающий мир, камни, песок, деревья и так далее. Искусственный источник информации : компьютер, интернет, книги, журналы и так далее.
Материально-технические условия экологического воспитания заключаются в: создание уголков природы, «живых» уголков, «огород на подоконнике», перечня экологических игр, муляжей, дидактический материал, приборы и инструменты и так далее. Важным условием является наличие информационных и коммуникационных технологий, позволяющих эффективнее осуществлять образовательно-воспитательный процесс.
Здоровьесберегающие условия экологического воспитания заключаются в проведении мероприятий и праздников, посвященных проблемам здоровья и связи здоровья с экологической ситуацией в мире, осознанию ребенка частью природы. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе. Применение информационных и коммуникационных технологий не должно наносить ущерб здоровью дошкольника, соблюдение эргономики организации процесса обучения и воспитания.
Социальные условия экологического воспитания заключаются во включении родителей, так как от того как относятся родители к окружающей среде, зависит отношение детей. Важно помнить, что, воспитывая детей уважать природу нужно, прежде всего, в себе сформировать чувства видения прикрас окружающей среды, через любовь к природе, к своему краю, к своей Родине! Формы работы : родительское собрание, консультации, совместные работы детей и родителей.
Соблюдение всех условий экологического воспитания даст возможность более эффективней развивать экологическую культуру детей дошкольного возраста, ведь от того как подрастающее поколение будет относиться к природе зависит жизнь и здоровье людей, да и всего живого.
? :Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?
Да!
? :Тогда открываем шестой флажок! Поднять флаг!
1 ведущий:
7. Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнёрами как условие формирования экологической культуры дошкольников (открываем седьмой флажок).
? : Каким образом и через какие формы работы осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи, ДОУ и социальных партнёров в вопросах формирования экологической культуры дошкольников?
? : Какие формы работы с родителями вы используете в своей работе в рамках группы?
Работа с родителями осуществляется в системе педагогами во всех возрастных группах по четырем направлениям: информационно-аналитическое, досуговое, познавательное, наглядно-информационное.
? :Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?
Да!
? :Тогда открываем седьмой флажок! Поднять флаг!
2 ведущий : Анализ корабля
Уважаемые коллеги, давайте посмотрим, какой красивый корабль у нас получился, и какие выводы можно сделать в результате проведения круглого стола:
-Тема «Формирование экологической культуры дошкольников» актуальна, важна, необходима, значима в современном обществе, в системе дошкольного образования.
-Существуют проблемы экологического воспитания дошкольников в современном обществе.
-Формы и методы экологического воспитания дошкольников, используемые в нашем Учреждении, эффективны.
-Велика роль семьи в экологическом воспитании дошкольников.
-Важная роль отводится педагогам в вопросах просвещения родителей, формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
-Поэтому первостепенной задачей педагогов является повышение профессионального уровня в вопросах экологического воспитания дошкольников путем самообразования, КПК, участия в научно-методической работе.
Наш чудесный корабль «Экология» к плаванию готов. Он отправляется в экологическое путешествие. Приготовиться к отплытию! Пассажиров просим занять места на палубе! Мы желаем нашему кораблю, чтоб в море встречались только чистые, благородные люди, готовые делиться теплом своей души. Попутного ветра, и счастливого плавания.