Елена Лазебная (Шаламова)
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта педагоги ДОУ находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы с детьми с целью оптимизации работы по успешному речевому развитию дошкольников.
Важной формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей (от 3 до 8) в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, серии картин, игрушкой, набором игровых предметов, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. В связи с этим целесообразно использовать разные инновационные формы работы для успешного речевого развития дошкольников : литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригады, социальные акции, речевые газеты, книги-самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий, ленту времени, поэтические батлы, синквейны, лэпбуки, проектную деятельность, ситуации общения, метод моделирования и др.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Рассмотрим некоторые из обозначенных форм работы более конкретно.
Метод моделирования. Посредством использования моделей и мнемотаблиц дети запоминают стихи, пересказывают тексты, составляют рассказы. В целом, можно выделить три этапа работы. На первом этапе происходит знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Модели соотносят со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту.
Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепление памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Опорная модель размещается с учетом последовательности, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Карточки-символы характеризуют каждую часть текста, дают возможность пересказывающему не упустить главную мысль произведения.
На втором этапе происходит знакомство детей с графической аналогией, составление и зарисовка сказок детьми. Графическая аналогия -это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, дети обучаются умению видеть самое главное и уметь «свёртывать» понятия.
Третий этап состоит из разработок схем для составления описательных рассказов. Придумав символику к схемам, постепенно увеличивается количество пунктов плана рассказа. Такие схемы разрабатываются для составления описаний одежды, овощей, фруктов, для рассказов на различные лексические темы.
Проектная деятельность. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО : «Как рождается книга» ( цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта - авторские детские книги сказок, загадок); «Как придумать сказку?» ( цель: развитие умений совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности, выработка алгоритма составления сказки); «Спорить- это хорошо или плохо» ( цель: освоение этикета убеждения и спора).
Синквейн. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна - один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Правила составления синквейна:
1. Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка -два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5. Пятая строка- последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище
Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Лэпбук. сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Ситуации общения. Во 2ю половину дня широко используются ситуации общения, как разновидность культурной практики. Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
• дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
• обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
• педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.