Светлана Потапова
Проект, направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проект, направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС
«Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить».
А. И. Буренина.
Цель проекта :
Приобщение детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи к музыкальной культуре средствами логопедической ритмики.
Задачи:
Публикация «Проект, направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Приобщить детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи к музыкальной культуре средствами логоритмики.
• Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах приобщение детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи к музыкальной культуре.
Тип проекта : долгосрочный, практико – ориентированный, творческий
Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – апрель 2017 г.
Участники проекта : дети группы «В» компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 4-5 лет, учитель – логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
• Повысился интерес детей к музыкальной культуре.
• Повысилась двигательная активность, устойчивое желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.
• Приобретение родителями практических навыков музыкального развития.
Продукт проекта : музыкальные инструменты (изготовленные родителями из бросового материала, картотека музыкально – дидактических игр, картотека «Фольклорная логоритмика» (пальчиковые игры, картотека «Дыхательная гимнастика», картотека «Артикуляционная гимнастика», медиатека «Музыкальная логоритмика».
Актуальность.
О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. А. Ветлугина, А. В. Кеннеман и другие. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.
Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально–ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую. Огромную роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка.
«Этапы проекта и план работы
Этап Мероприятия Сроки
Подготовительный -Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет;
-Анкетирование родителей «Влияние взрослых на музыкальные предпочтения детей»;
-Создание медиатеки «Музыкальная логоритмика»
-Педагогическая диагностика по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
- Постановка цели и задач, Составление плана работы по реализации проекта;
-Проведение рекламной акции по привлечению родителей, детей к участию в данном проекте. Сентябрь
Основной Работа с детьми:
1. Совместная деятельность (план работы прилагается).
Работа с родителями
1. Консультации для родителей:
• «Музыка в жизни ребёнка»
• «Музыкальное воспитание в детском саду. Что это?»
• «Организация музыкально – эстетического воспитания в семье в современных условиях»
• «Учим ребёнка слушать музыку»
• «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
• «Развитие музыкального мышления»
• «Музыкально – ритмическое развитие детей дошкольного возраста»
• «Что такое ритмопластика»
• «Музыка как средство здоровьесбережения»
• «Роль семьи в музыкальном развитии ребёнка»
• Памятки: «Развитие ритмичности у детей», «Внешний вид на музыкальных занятиях», «Памятка по музыкальному развитию»
2. Фотовыставка «Осень в гости к нам пришла», «Путешествие в зимний лес»
3. Творческая мастерская по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала
4. Семинар – практикум для родителей «Музыкально – дидактические игры в жизни ребёнка»
5. Родительское собрание «Музыка в жизни ребёнка».
4. Работа с педагогами
1. Участие в практической конференции «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста»
2. Подготовка к тематическому контролю «Оптимизация работы педагогического коллектива, направленной на приобщение детей раннего и дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО»
3. Просмотр открытых занятий, досугов для знакомства с опытом работы коллег Октябрь-март
Заключительный -Выступление детей на фестивале творческих идей «Музыкальный шанс» (музыкальная сказка с использованием логоритмики «Теремок»);
- Викторина с родителями «В гости к музыке»;
-Мониторинг показателей по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
-Презентация результатов работы по проекту в рамках «Фестиваля проектов» на уровне Учреждения.
Апрель
План работы с детьми
Сроки проведения Мероприятия
Октябрь - Логоритмические минутки (по лексическим темам на октябрь);
- Музыкально - дидактические игры (картотека музыкально – дидактических игр);
-Игры на музыкальных инструментах;
-Музыкальные пальчиковые игры;
-Музыкально – игровые упражнения «Весёлая логоритмика» Е. Железновой
-Артикуляционная гимнастика
-Дыхательная гимнастика
- Тематическое развлечение «Осень в гости к нам пришла»;
Ноябрь - Логоритмические минутки (по лексическим темам на ноябрь);
- Музыкально - дидактические игры (картотека музыкально – дидактических игр);
-Игры на музыкальных инструментах;
-Музыкальные пальчиковые игры;
-Музыкально – игровые упражнения «Весёлая логоритмика» Е. Железновой
-Артикуляционная гимнастика
-Дыхательная гимнастика
- Музыкально-театрализованное развлечение «Теремок»;
Декабрь - Логоритмические минутки (по лексическим темам на декабрь);
- Музыкально - дидактические игры (картотека музыкально – дидактических игр);
-Игры на музыкальных инструментах;
-Музыкальные пальчиковые игры;
-Музыкально – игровые упражнения «Весёлая логоритмика» Е. Железновой
-Артикуляционная гимнастика
-Дыхательная гимнастика
Январь - Логоритмические минутки (по лексическим темам на январь);
- Музыкально - дидактические игры (картотека музыкально – дидактических игр);
-Игры на музыкальных инструментах;
-Музыкальные пальчиковые игры;
- Музыкально дидактическая игра «Подбери инструмент» (игры на музыкальных инструментах);
-Артикуляционная гимнастика
-Дыхательная гимнастика
-Тематическое развлечение «Путешествие в зимний лес»
Февраль - Логоритмические минутки (по лексическим темам на февраль);
-Музыкально – игровые упражнения «Весёлая логоритмика» Е. Железновой;
- Музыкально - дидактические игры (картотека музыкально – дидактических игр);
-Игры на музыкальных инструментах;
-Музыкальные пальчиковые игры;
-Артикуляционная гимнастика
-Дыхательная гимнастика
-Музыкально – театрализованное развлечение «Курочка – ряба» (по мотивам русской народной сказки)
Март - Логоритмические минутки (по лексическим темам на март);
-Музыкально – игровые упражнения «Весёлая логоритмика» Е. Железновой;
- Музыкально - дидактические игры (картотека музыкально – дидактических игр);
-Игры на музыкальных инструментах;
-Музыкальные пальчиковые игры;
-Артикуляционная гимнастика
-Дыхательная гимнастика
- Интегрированный досуг «Угадай – ка»
Апрель - Логоритмические минутки (по лексическим темам на апрель);
-Музыкально – игровые упражнения «Весёлая логоритмика» Е. Железновой;
- Музыкально - дидактические игры (картотека музыкально – дидактических игр);
-Игры на музыкальных инструментах;
-Музыкальные пальчиковые игры;
-Артикуляционная гимнастика
-Дыхательная гимнастика
- «Выступление детей на фестивале творческих идей «Музыкальный шанс» (музыкальная сказка с использованием логоритмики «Теремок»)