Светлана Акулинина
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида»
Круглый стол для педагогов.
«Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО»
Подготовил воспитатель: Акулинина С. С.
19.03.2018г.
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность».
Б Шоу.
Публикация «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний идет развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь – дай ему удочку». Поэтому, смело можно сказать: ФГОС дошкольного образования – это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход. Последовательная реализация его повышает эффективность образования.
Системно-деятельностный подход является результатом объединения системного и деятельностного подходов.
Что же такое «деятельность?».
- Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. (Леонтьев А. Н.)
- Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
- Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Деятельностный подход – это :
- Субъектно-ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
- Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Таким образом, ребенок, из объекта образовательного процесса преобразуется в его субъект.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
Ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы.
Решать задачи – как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали (сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить на лесной поляне).
Отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.
Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.
При осуществлении деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы.
Принцип субъектности воспитания:
Воспитанник – не объект воспитательно-образовательного процесса, не просто исполнитель, он субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других.
Ребенок – участник образовательных отношений – способный планировать, выстраивать, предполагать (кто-то предлагает цветы посадить, кто-то создать знаки и т. п., может оценивать свои действия и поступки (если я посажу цветы, они могут не приняться, так как я не смогу ходить в лес каждый день, чтобы поливать их. Лучше расставить в лесу запрещающие знаки).
Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития.
Виды ведущей деятельности:
Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность.
Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в жизни, во-вторых, на основе игровой деятельности происходит возникновение и развитие воображения.
Если в раннем детстве – это манипуляция с предметами (катится – не катится, звенит – не звенит и т. д., то в дошкольном возрасте – игра. Дети в игре в игре становятся спасателями, строителями, путешественниками и т. д., которым приходится решать возникающие проблемы (из чего построить дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправится на другой берег, если нет лодки и т. п.)
Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:
Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским: «…исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
То есть, вместе с взрослым, ребенок узнает что-то новое, еще неизведанное – проводя совместные эксперименты, ребенок узнает, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.
Ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит – он не прочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я их не буду рвать, и скажу друзьям, чтобы не рвали).
Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.
У ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает: отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор – не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею Сказок, или вернуть утят маме – утке, или построить заборчик, чтобы волк не смог попасть к зайчатам во двор.
Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности.
При подведении итогов, рефлексии, вопросы педагога не должны быть направлены на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия : «Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д. Вопросы должны быть проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего вам это пригодится в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным?» и. т. д.
Ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.
Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности.
Это воспитательное значение деятельности, оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность, это социально-коммуникативное развитие – умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, уметь слушать высказывания товарищей и т. д.
Принцип сотрудничества при организации и управлениями различными видами деятельности.
Педагог умело, ненавязчиво, организует и руководит деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве», «Давайте проверим, будет ли прочным домик, построенный из бумаги и т. п. Как мы это сделаем?», находится не «над детьми», а рядом, ведь как говорил Л. Выготский – то что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно.
Принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Для того чтобы активизировать детей, педагог может задать вопросы: «А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше перебраться на другой берег?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался во двор к зайчатам?» и т. д. Замечайте конкретные заслуги каждого ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перебраться на другой берег», «Марина замечательно выполнила трудное задание» и т. д.
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода.
- Создание проблемной ситуации
- Целевая установка
- Мотивирование к деятельности
- Проектирование решений проблемной ситуации
- Выполнение действий (заданий)
- Анализ результатов деятельности
- Подведение итогов
Методологические подходы к организации занятий с детьми :
- ребенок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то – наблюдающий, то – действующий;
- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
- обязательны смена мизансцен и движение;
- очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
- не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
- отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
- учит детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий;
- статическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
- в процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
- необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе :
диалог;
проект;
игровое мотивирование;
целеполагание;
создание ситуации выбора;
рефлексия;
создания ситуации успеха;
обеспечение самореализации детей.
Формы самореализации дошкольников:
выставки (тематические и авторские);
персональные выставки детских работ;
презентации;
игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
коллекции.
Золотые правила деятельностного подхода :
подари ребенку радость творчества;
веди ребенка от собственного опыта к общественному;
будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
учи анализировать каждый этап работы;
стимулируй активность ребенка.