Татьяна Мухина
Система работы по экологическому развитию воспитателя с дошкольниками. Описание опыта работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, и от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Публикация «Система работы по экологическому развитию воспитателя с дошкольниками, Описание опыта работы воспитателя» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Поэтому в работе детского сада уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт работы показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Рассказывая о природе и ее богатствах, ставится задача не только воспитания бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, республику, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности, все больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен, он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры, в целом, должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
В настоящее время задача экологического развития и воспитания дошкольников особенно актуальна. Дети получают большое количество информации, которую переосмыслить и использовать сложно. Влияние окружающей природы каждый из нас, в большей или меньшей степени, испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характеров и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это вязано с социальными проблемами общества.
Над проблемой экологического воспитания дошкольников я работаю на протяжении многих лет. Формирование знаний о живой и неживой природе, явлениях природы и воспитание нравственных чувств-этой теме я всегда уделяла много внимания. Природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Она положительно влияет на ребёнка и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это нужно прививать с самого раннего детства. Именно с дошкольного возраста малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, поэтому усвоение экологических знаний более продуктивно. Происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идёт развитие восприятия, мышления и воображения. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где ты родился и живёшь, любовь к Отечеству.
Работая над этой проблемой я поставила перед собой следующие цели и задачи:
• формирование у детей представлений об окружающей среде, первоначальной системы ценностных ориентаций (воспитание себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребёнка;
• развитие познавательного интереса к миру природы, эстетические чувства (умения видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить её);
• активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.
В своей работе опиралась на труды :
• С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
• О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
• Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
• Н. М. Совгир «Детское экспериментирование»
• Н. Н. Поддьяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста»
Для улучшения всего образовательного процесса в данном направлении необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Я считаю, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Ещё одна эффективная форма, позволяющая сделать работу педагогов открытой для семьи, это информационный листок. В этот листок я вмещаю полезную информацию о деятельности в группе. Цель такой работы-дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей.
Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические развлечения и праздники («Птицы-наши друзья», «Защитим планету» и т. д.)
Ежегодно дети с родителями готовят разнообразный природный материал (листья, веточки, жёлуди, шишки, камешки и т. д., который в дальнейшем используют при изготовлении поделок. Совместная работа детей и родителей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Изготовление поделок не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества. В нашем детском саду традиционно организуются выставки-конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей, таких как: «Осенняя фантазия», «Дары природы», «Птичий домик».
• Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Он строится на основе уже имеющих представлений детей, которые получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте мы стараемся раскрыть причину наблюдаемого явления, подводим умозаключения. В группе создан уголок природы, где мы проводим опыты и эксперименты, учимся ухаживать за комнатными растениями.
• Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья) Зимой проводим эксперименты с замораживанием цветных льдинок.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе, к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания ребёнка является формирование у него осознанно - правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам. Осознанно – правильное отношение детей к природе строиться на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязи внутри природных сообществ. Дать знания в процессе общения ребёнка с природой, обеспечить понимание им конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, а также формировать умение оценить явление и адекватно реагировать на него – это работа воспитателя.
Теоретическая база опыта.
Технология реализации опыта соотносится с принципами, требованиями и содержанием примерной образовательной программы «Детство» в под редакцией Т. И. Бабаевой. В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, некоторые теории и методики, предлагаемые авторами: С. А. Веретенниковой, С. Н. Николаевой.
Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность, для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А. А. Быстрова, А. М. Степановой, Е. И. Волковой, Н. Н. Кондратьевой, С. М. Машковой, О. А. Соломенниковой, О. А. Воронкевич, О. М. Масленниковой и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей
училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с
окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Последнее десятилетие 20 века и начала 21 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов : углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Достижение цели и задач системы экологического воспитания предусматривает соблюдение принципов: систематичности, сезонности, возрастной адресованности, интеграции, преемственности, взаимосвязи с семьёй. Специально организованные занятия рекомендуется проводить с 1-й младшей группы. Работа по данному направлению осуществляется также в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественной литературы, различных игр, трудовой и продуктивной деятельности. Систематическое и последовательное ознакомление с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка. В каждой возрастной группе осуществляются определённые задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребёнком природоведческих знаний. Детей младшей группы можно знакомить с растениями, животными, явлениями неживой природы, учить выделять некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов, движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др., развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним. У детей среднего возраста можно формировать представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводить их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений. Дети учатся наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, сравнивать объекты и классифицировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у детей образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания дошкольники способны подойти к установлению причинно-следственных отношений. К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщённые знания, что способствует возникновению представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Дети в этом возрасте способны выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования. К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки растений и животных, делать обобщение (обобщать различные группы животных по признакам питания, добывания пищи, движения, места обитания и т. д.). Детей необходимо подводить к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (изменения в жизни растений и животных зависит от солнца, света и тепла).
Деятельность педагога при организации работы по экологическому воспитанию. Свою работу педагогу целесообразно начать с изучения методической литературы. После отбора образовательного содержания можно составить перспективный план проведения занятий с детьми. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая и экспериментальная деятельность, просмотр видеофильмов, телепередач, прохождение специально разработанного индивидуального экологического маршрута, организация «экологической тропы», проведение экологических праздников. После разработки перспективного плана педагогу необходимо продумать методы и приёмы, используемые на занятиях. Наиболее традиционные из них – беседа, рассказ, чтение художественной литературы, поручения и задания; нетрадиционные – проблемно-поисковые вопросы, опыты и эксперименты, проблемные ситуации. С учётом образно-наглядного характера мышления дошкольника педагог выбирает способы подачи тем занятий – образные, наглядные. Так, младшим дошкольникам тема даётся целостно, обобщённо - образно, без акцента на детали, без подробного анализа, большое внимание уделяется красоте, сути предмета или явления, общему впечатлению. Старшим дошкольникам даётся возможность больше мыслить, анализировать, находить причинно-следственные связи, рассматривать явление и предмет в его многообразии с разных сторон. Для них уточняются и усложняются задачи. Например, при изучении темы «Домашние птицы» для младшего возраста педагог ставит задачи: расширять знания о домашних птицах, показать их характерные особенности, учить проявлять заботу о птицах. Для старшего возраста задачами будут: знакомить с домашними птицами, их внешним видом, повадками, особенностями питания, способами передвижения; дать представления об уходе за домашними птицами; развивать умение составлять описательные рассказы, выстраивать экологические цепочки. Занятия по экологическому воспитанию традиционно проводятся как в групповом помещении, так и на участке детского сада. В утренние и вечерние часы осуществляется индивидуальная работа по освоению детьми экологических знаний. Такая работа проводится в уголке природы или рядом с полочкой дополнительной информации, где в зависимости от изучаемой темы выставляется набор книг, иллюстраций, природных объектов. Во второй половине дня организуются игры с детьми экологической направленности : дидактические («Съедобное – несъедобное», «Чудесный мешочек», «Детки на ветке», «Когда это бывает?», подвижные («Коршун и наседка», «Совушка», «Волк во рву», сюжетные («Овощной магазин», «На огороде»). Для достижения положительных результатов педагогу важно создать доброжелательную обстановку в группе. Этому помогает контакт с родителями, которых педагог знакомит со своей работой по экологическому воспитанию детей, пропагандирует важность этой работы для развития личности. Осознав пользу и эффективность деятельности педагога, родители охотно помогают ему, выполняют просьбы и рекомендации.
Технология опыта заключается в : - определении целей и задач работы по ознакомлению дошкольников с природой; - разработке системы планирования НОД;
- нахождении и использовании новых методик и содержания работы с детьми, родителями; - поиске эффективных, оптимальных для себя приёмов работы с детьми, родителями; - прогнозировании, определении и анализе результатов.
Анализ результативности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Мною были выделены важнейшие показатели сформированности экологической культуры дошкольника :
- проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
- готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;
- эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и т. д
Главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Дети начинают мыслить экологически, видеть окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это очень радует. Кроме того, в работе по экологическому воспитанию происходит формирование общечеловеческих ценностей личности, которые помогут ребёнку в дальнейшей жизни обрести стойкую гражданскую позицию в отношениях с окружающей природой и обществом людей.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Применение данного опыта способствует формированию разносторонне развитой личности ребёнка полной сил и жизненной энергией.
Данное описание опыта работы по экологическому развитию представляет систему деятельности воспитателя детского сада по экологическому развитию и воспитанию дошкольников. Система включает в себя такие основные этапы, виды и формы педагогической деятельности воспитателя как, осознание актуальности темы, анализ условий, определение целей и задач, создание образовательной среды, разработка технологии, планирование деятельности, осуществление работы с детьми и родителями, выявление результатов. Данная система может быть оптимально интегрирована в образовательный процесс детского сада без увеличения нагрузки на детей и педагогов.
Результатами работы в данном направлении можно считать: - для детей: уровень знаний, умений и представлений, превышающий
требования образовательного стандарта, сформированность ценностных ориентиров личности, развитость познавательных процессов, устойчивый интерес; - для родителей: повышенный уровень компетентности в данной сфере; - для воспитателя : создание активно- действующей системы.
Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по экологическому воспитанию и развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения.