Елена Вифлянцева
Из опыта работы воспитателя «Продуктивная деятельность из бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
" Ни одно дело в мире не
захватывает меня так,
как воспитание детей. "
Л. Н. Толстой.
Из уст итальянского философа Джордано Бруно еще в 16 веке прозвучали слова : не интеллектуальное преимущество сделало человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - органом всех органов».
В 20 веке Великий педагог Сухомлинский как бы дополнил высказывание итальянского философа : «истоки способности и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Публикация «Из опыта работы воспитателя „Продуктивная деятельность из бумаги“» размещена в разделах
Высказывания и великого итальянского философа и великого русского педагога блески моему разуму и сердцу, так как я считаю, что наши руки – это основной орган труда, а трудясь человек развивается, совершенствуется.
Психологи пришли к выводу, что уже в раннем возрасте у детей начинает формироваться наглядно - действенное мышление, манипулируя с предметом он начинает говорить, действовать.
Я уверена и стремлюсь убедить родителей в том, что именно мы,взрослые, должны создать такие условия нашим детям, которые бы способствовали развитию маленькой ручки ребенка, чтобы он в своей взрослой жизни успешно занимался созидательной деятельностью.
Многие родители признаются мне в том, что знакомясь с работами своих детей, относятся к ребятам, как к равным к себе, пытаются понять, всматриваясь в творение ребенка, его настроение,желания, мечты.
Я пришла к выводу что, все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, проявляется через руку.
Радость жизни, покой в своей душе я ощущаю, когда сама что– то создаю : будь то детская игрушка, изготовленная совместно с моей маленькой дочкой, или с ребятами, будь то огромное яркое солнышко или крохотные рыбки для аквариума.
В работе с детьми я широко использую свои умения и навыки и стараюсь, чтобы мои ребята научились тому, чем владею я.
Согласно федеральным государственным требованиям, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть сформированы общая культура, физические, интеллектуальные и личностные качества, предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Беседуя с учителями начальных классов в рамках преемственности со школой мы пришли к выводу, что ребята приходят с широким кругозором, с большой базой знаний, но у них недостаточно развита мелкая мускулатура руки, устная речь, способность организовать свою деятельность. Считаю эту проблему очень актуальной и одним из ее решений вижу в работе с бумагой.
Бумага- благодатный материал. Ее легко сгибать, можно подкрасить, а если слегка подмочить- возникает бумажная скульптура. Метод мокрого складывания дается не сразу, поэтому я решила начать с более простого – искусства оригами, которое родилось в Японии более 15 веков назад. Сейчас им увлекаются во всем мире как взрослые, так и дети.
С малышами мы начинаем знакомиться с бумагой, выясняем, что же с ней можно сделать, так как в этом возрасте приоритетным является наглядно-действенное мышление. В этом возрасте ребята узнают о свойствах бумаги, складывают самые простейшие поделки (шляпка для гриба в форме треугольника, прямоугольник - как дверь для домика, а если загнуть уголки, то получится крыша).
В средней группе задания постепенно усложняются. При складывании фигурок я использую сказки-помощники, чтобы доступнее объяснить ребятам то или иное действие с бумагой (уголки-братцы, стороны геометрической фигуры- сестрицы и т. д.)
В старшем дошкольном возрасте сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности. Этому способствует множество причин. Одна из них – появление любимых занятий, а, следовательно, ряд разнообразных мотивов и взаимосвязанных целей, которые ребята стремятся реализовать активно овладевая способами практических действий.
Работая со старшими дошкольниками, я заметила, что в результате такой деятельности у них получается достаточно качественный продукт, над которым они впоследствии долго работают улучшают, модернизируют и используют по своему желанию. Ощущение успешности в продуктивных видах деятельности позволяет им испытывать чувство гордости и удовлетворения результатом своего труда, а уверенность в своих силах, и возможностях в значительной степени определены эмоциональным благополучием и душевным комфортом в коллективе сверстников.
Опираясь на возможности детей и интерес к продуктивной деятельности, стараюсь закрепить у ребенка позицию созидателя и приобщить его к различным видам практических работ.
Я привлекаю ребят как к индивидуальной работе, так и выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач.
Кроме того, различные виды конструктивной деятельности помогают мне готовить руку ребенка к письму, так как они способствуют развитию мелкой мускулатуры.
Возвращаясь к удивительному сравнению К. Д. Сухомлинского кончиков детских пальчиков с «тончайшими ручейками» я все больше убеждаюсь в том, что чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческое воплощение детских мыслей.
Но для того, чтобы добиться желаемых результатов в работе с детьми, я начинаю с малого. Я стараюсь организовать нашу совместную деятельность, так чтобы каждый из ребят стал на позицию созидателя, ощущая удовольствие и гордость от результата своего труда. Для этого направляю их действия на изготовление реального, ощущаемого продукта, который они могут использовать по своему желанию.
Продуктивные виды деятельности предоставляют мне хорошую основу для того, чтобы научить детей работать коллективно. Но готовясь к коллективной работе, создавая атмосферу совместного обсуждения и планирования, увлекая перспективой единого результата, я хочу, чтобы каждый из моих маленьких мастеров почувствовал, что делать что-то вместе с другими интересно и увлекательно. Так же я стремлюсь и к тому, чтобы ни один из них не «затерялся» в общей картине, чтобы результат работы каждого ребенка был виден.
Оценку своей деятельности с детьми я вижу в детских глазах, они работают, а их глазки смеются, а им в унисон подпевает мое сердце, которое постигло таинство детской любви. И, когда на следующий день они сами подходят к тебе с листочком бумаги, я понимаю, что занимаюсь любимым делом.
Секрет огромной популярности оригами прост- несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Преимущественно, я организовываю эту работу в совместной деятельности взрослого с детьми, но некоторые ее элементы использую и в непосредственно образовательной деятельности. В руках у ребят бумага оживает : крыльями помахивает журавлик, высоко парит самолет. Сколько радости и восторга от выполненной своими руками поделки. Дети с удовольствием играют с такими фигурками и с гордостью демонстрируют их родным и друзьям.
Я выделила несколько основных задач своей работы :
1. Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
2. Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
3. Развивать умение анализировать, планировать свою работу, используя карты и схемы.
4. Знакомить со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
7. Приобщать к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
В своей работе с детьми я использую схемы, индивидуальные листы-карты с изображением последовательности операций при изготовлении какой-либо поделки, знакомлю ребят с принятыми в чертежах обозначениями. Это помогает не только вводить их в мир знаков и символов, но и учит анализировать, продумывать этапы работы, контролировать себя по ходу и сверяться с образцом по ее окончании.
В зависимости от сложности и длительности процесса, я использую музыкальные паузы, здоровье сберегающие ресурсы: физкультминутки, пальчиковые игры.
Для привлечения интереса ребят в группе постаралась создать условия для свободной самостоятельной деятельности : в доступном, хорошо освещенном месте находятся все необходимые для изготовления поделок материалы (бумага разного размера и цвета, клей пооперационные карты, схемы по изготовлению бумажных фигурок). Все это побуждает детей к активной продуктивной деятельности.
С ребятами мы регулярно просматриваем все, что им удалось сделать и, притом обязательно положительно оцениваем творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата.
Изготовленные поделки дети обычно забирают домой, а коллективные работы «живут» в групповой комнате. Мы с удовольствием используем их не только для украшения, но и в других видах деятельности (для театрализованного представления, как счетный материал, в подвижных играх).
В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия. А так же разнообразные приё мы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты.
Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.
В процессе диагностики использую метод наблюдения, игры, беседы, доступные возрасту детей. Главным критерием оценки своей работы я считаю интерес ребят, их желание работать и радостные лица при виде результатов своего труда
В дальнейшем планирую повышать свой уровень и продолжать заниматься любимым делом- работать с детьми.