Нина Гореленкова
Описание опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Фокино «Детский сад комбинированного вида “Теремок”»
Описание опыта работы на тему :
«Детское экспериментирование на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста»
Гореленкова Нина Григорьевна,
воспитатель,
I квалификационная категория
2015 уч. г.
Актуальность
Публикация «Описание опыта работы» размещена в разделах
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Цель моей работы : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов во время прогулки.
3. Развитие у детей умственных способностей.
4. Активизация работы по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
5. Воспитание способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Первоначально свою работу по теме я начала в 2013 году, а углубленно начала заниматься этой темой в 2014 году. Свою работу я начала с мониторинга, целью которого стало изучение условий организации экспериментальной деятельности детей на прогулке в старшей группе. Провела диагностику, используя методику Прохоровой Л. Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. (Приложение №1).
Затем проводились целенаправленные наблюдения за деятельностью детей в свободное и специально - организованное время индивидуального и коллективного экспериментирования.
Ожидаемый результат
1. Ребенок научится самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить и сможет предложить возможные решения.
2. Научится доказывать возможные решения, исходя из данных и де-лать выводы.
3. Применять выводы к новым данным, делать обобщение.
Мною был разработан перспективный план работы с детьми и родителями по опытно – экспериментальной деятельности для старшей группы, который могут использовать другие педагоги в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение №4)
При выборе темы обращаю внимание на следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Что исчезло» и т. д. Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?») развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Малоподвижные игры: «Гора и камешки», «Песок, глина» и т. д.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Фонтанчики», «Песок и глина», «Песочные часы», «Глина растворяется в воде», «Радуга - дуга» и другие. (Приложение №5)
С целью выявления отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей на прогулке я провела анкетирование родителей. (Приложение №6)
На втором году своей работы я решила реализовать более тесное сотрудничество с родителями, поэтому для заинтересованности родителей данной проблемой я организовала клуб «Любознательных пап и мам». (Приложение №6)
Заключение
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Детское экспериментирование на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Дети научились фиксировать результаты опытов, ставить проблему и искать пути её решения, анализировать полученные результаты и формулировать выводы, данная проблема помогла проявить их любознательность, активность, эмоциональность в процессе экспериментальной деятельности. Хочу отметить, что положительные результаты по итогам мониторинга свидетельствуют об эффективности организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на прогулке.
Перспективы работы
Воспитателям детского сада представила открытое занятие «Путешествие в мир знаний и экспериментов», провела мастер-класс «Занимательные опыты».
С целью распространения положительного педагогического опыта, разместила его описание на сайте детского сада «Теремок».
Продолжая совершенствовать систему работы по данному направлению, разработала и успешно реализовала проект «Путешествие капельки» направленный на развитие исследовательской деятельности детей. Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 56 с.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.
5. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности дете 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014. - 333 с.
6. Материалы – интернет сайтов.
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: – М: Издательский центр «Академия», 2001. – 184с. Николаева С. Н
8. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240с. (библиотека журнала («Дошкольная педагогика»).
10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240с. (библиотека журнала («Дошкольная педагогика»).
11. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, - М. : Мозаика-Синтез,2010.-208с.
12. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
13. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.» Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
14. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2002.-128с.