Ольга Бондарева
Система работы по совершенствованию мотивационной сферы детей–дошкольников в процессе ознакомления с сенсорными эталонами
▼ Скачать + Заказать документы
Основной и ведущей задачей специального коррекционного дошкольного учреждения,является создание условий и обеспечение полноценной подготовки детей к обучению в школе.
Основа готовности к школьному обучению в значительной мере определяется их сенсорным развитием.
В процессе диагностики детей на начало учебного года результаты показали недостаточность сформированности понятий о сенсорных эталонах, недоразвитие мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
Публикация «Система работы по совершенствованию мотивационной сферы детей–дошкольников в процессе ознакомления с сенсорными эталонами» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Для решения этой задачи возникла необходимость в разработке и использовании системы наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания детей.
Познание окружающего мира, его многообразия, ряда свойств, признаков, качеств предметов и явлений начинается с процессов ощущения и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее и точнее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок –дошкольник смотрит,но не все видит, слушает,но не все слышит. А от того, на сколько точно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, зависит формирование важнейшего звена в системе познавательной деятельности ребенка- обеспечение интеллектуального развития а также:
- развитие познавательных процессов у детей;
-совершенствование мотивационной сферы в учебной деятельности;
-освоение детьми системы сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, пространственных и временных понятий, вкусовых, обонятельных,тактильных ощущений).
-осуществление эмоционального, эстетического, нравственного, физического, экологического воспитания;
Для решения ряда вышеперечисленных задач были использованы следующие средства:.
-Диагностическое обследование детей;
-подбор научно-методических источников;
-ознакомление с передовым опытом по этой проблеме;
-создание развивающей среды;
-разработка системы занятий;
-изготовление дидактических пособий, игр.
-подготовка системы мероприятий по работе с родителями.
По результатам проведенной диагностики был составлен план коррекционной работы, сделана тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Дефектология».
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольника было проведено анкетирование. В результате анализа анкет были запланированы разнообразные формы работы : практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, дни открытых дверей.
В групповой комнате был создан сенсорный уголок предназначенный для:
стимуляции работы органов чувств,
развития мелкой моторики,
- стимуляции двигательной активности;
снятия мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
создания положительного эмоционального фона;
активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Содержание уголка стимулирует тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое восприятие признаков и свойств предметов окружения. Сказочный герой клоун Клепа помогает ребятам освоить порой сложный, но необходимый для выполнения его заданий материал. Эта форма работы, с помощью игровых приемов способствует лучшему запоминанию и усвоению программного материала. Игровые приемы побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, и с окружающим миром. Дошкольники с интересом знакомятся с особенностями предметов, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами,обогащая свой чувственный опыт.
В уголке используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох, из которых сделаны массажные ванночки для рук. Дети с большим удовольствием играют в сенсорном уголке, одновременно познавая форму, цвет, величину, вкус, запах, текстуру предметов.
Также собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “В гостях у радуги”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью соотношения цветов и оттенков в окружающем.
Сенсорный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей, и характеризуется доступностью и безопасностью.
Содержание работы в сенсорном уголке включает в себя материал по развитию познавательных процессов у детей. Все игры имеют направленность не только на развитие органов чувств, но также развивают внимание, память, воображение, мышление, речь и способствуют формированию любознательности. Многообразие материала, его яркость, необычность, доступность не оставляет безучастными даже самых пассивных детей.
Немаловажное значение в работе по сенсорному воспитанию имеет также созданная на участке детского сада «Тропа здоровья». Во время прохождения по тропе,обогащается не только чувственный опыт дошкольников, но проводится работа по экологическому воспитанию детей, формируются знания о неживой природе, растениях, животных.
.Проходя по сенсорному маршруту, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и сенсорные модули. Воспитанники идут по дорожке здоровья босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия. Тут же проводятся игры по ознакомлению со свойствами воды (игры с брызгами, солнечного тепла и ветра.
В результате проведения работы :
-повысилась мотивация в процессе обучения;
-сформировались знания о системе сенсорных эталонов;
-дети овладели рациональными приемами обследования;
-совершенствовались познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, ощущение, речь);
-осуществлялось экологическое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание;
-повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности.