Наталья Нижевясова
Экологическое развитие в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на Земле. Практическая деятельность воспитателей по ознакомлению с окружающим миром до сих пор строится на основе традиционных принципов. Что диктует выбор воспитателем определенной лексики, примеров и педагогических технологий. Так, до сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых.
Публикация «Экологическое развитие в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Например: - бабочки полезны: они опыляют цветы. Без бабочек у нас не будет цветов и ягод. Не нужны ягоды, значит, не нужны и бабочки.
- Гусеницы вредны, так как они поедают листья. Но гусеница эта стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо.
Воспитателем следует проводить четкое различие между средой природной, естественной и средой антропогенной, созданной человеком.
Объяснять надо так: в искусственной среде некоторые виды получают возможность для значительного увеличения своей численности вследствие благоприятной для них обстановки. В подобной среде законы природы действуют, но в ограниченном объеме, поэтому человек вынужден брать на себя функцию регулирования численности некоторых видов (тараканы, моль).
А вот в естественной среде вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой экосистемы.
Человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни. Любая «помощь» природе должна быть хорошо продумана, должна основываться на знании законов природы, учитывать потребности отдельных видов и предугадывать возможные последствия того или иного воздействия.
Полностью усвоить это способен не каждый ребенок. Важно, чтобы дошкольник познакомился с такой информацией и научился руководствоваться простейшими природоохранными правилами в своей деятельности.
Как объяснить детям, что любого хищника надо охранять? Особенно дети жалеют зайчика. Не будет волка - зайцы расплодятся, корма не будет хватать. Растительноядные животные поедают живые организмы, т. е. растения. Значит заяц не лучше и не хуже волка. Закон природы – результат иной, не всегда понятной человеку логики, но соблюдать их необходимо, если мы хотим существовать в нормальном мире.
Пример терминологической путаницы на примере термина «животное». Во многих программах он используется исключительно как синоним слова «млекопитающее», а термин «звери» применительно к диким млекопитающим. В биологии к животным относятся все организмы, питающиеся органическими веществами. К ним относятся амеба, черви, насекомые, птицы.
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому, воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания по ИЗО, должен оценивать с позиции их соответствия требованиям экологического образования.
С неживой природой дети знакомятся в процессе опытов, практической деятельности и на прогулках (опыты с водой, песком, глиной, снегом).
Особенно эффективны комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествия, викторины, бреин – ринги).
Экологический акцент может иметь даже занятия по физическому воспитанию. Дети выполняют ряд упражнений последовательность которых соответствует природным закономерностям : зажглось солнце, вода растаяла, пошел дождик, появилась радуга, появились бабочки, птички, звери. (имитация, подражание)
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности и привлекая к этой работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.