МААМ-картинки

Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с русским народным костюмом

Татьяна Савинова
Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с русским народным костюмом
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщать детей к культурным традициям России на основе знакомства с народно-прикладным искусством, с русским народным костюмом, его особенностями по возрастам (девочка, девушка, женщина, мужчина, с головными уборами, с зимней одеждой, обувью.

Как и для чего украшали костюмы, чем отличались костюмы бедных людей от богатых.

Закрепить полученные знания, используя разные формы работы.

Закрепить в детском сознании нравственные идеи на примере сказочных героев.

Публикация «Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с русским народным костюмом» размещена в разделах

Воспитывать гордость и уважение к народным мастерам, чувство восхищения красотой русского народного костюма.

Русский костюм – это прежде всего костюм крестьянский. В народном костюме слились два начала – функциональное и эстетическое. Крестьяне трудились с утра до вечера и поэтому изготавливали себе одежду из соображений удобства и красоты, которая грела не только тело, но и душу. Одежда была праздничная и будничная. Будничную одежду шили из домотканого полотна, а для праздников из бархата, шелка, парчи и украшали естественно по-разному. Одежда бедных людей хоть и выглядела подешевле, но украшалась с любовью, особенно праздничное платье. А в трудовой, семейной и общественной жизни праздников было немало. Соблюдалось много обрядов и ритуалов. Они сопутствовали рождению человека и уходу его из жизни. Огромное значение имело свадьба. А поскольку жизнь крестьянина зависела от усилий по выращиванию хлеба, сбору урожая, уходу за скотом, деревенские люди с повышенным вниманием относились к вехам сельскохозяйственного календаря – севу, косьбе, жатве.

В праздники устраивались большие народные гуляния с песнями, частушками, танцами, хороводами. Совершенно обязательными для крестьян считалось быть одетым так, как требовала ситуация.

Женщина дома и на людях одевалась и вела себя соответственно своему возрасту и статусу. На все случаи жизни у нее имелся наряд. Например, самый любимый и нарядный женщина одевала один раз целую жизнь – на свадьбу. Выходила к гостям, а перед тем как сесть за стол, снимала и убирала свой свадебный наряд в сундук и переодевалась в наряд попроще. Свадебный наряд передавался из поколения в поколения.

Не существует единого русского народного костюма, как такового. Это и понятно. Ведь наша страна занимает огромную территорию, на которой находятся области с разными климатическими зонами. А неодинаковые природные условия и различное сырье для изготовления одежды обуславливали наполняемость гардероба.

На примере этих кукол можно объяснить детям, что русский народный костюм делится на девичий, женский, мужской и костюм для девочки. В беседе нужно рассказать об особенностях каждого костюма.

В основе русского народного костюма лежит рубаха. Она имела магическую силу. Считалось, что если рубаха попадет к врагу, то судьба человека окажется в его руках. Важно было укрепить охранную силу рубахи. Недостаточно было произнести какое-то заклинание, нужно было украсить уязвимые месте символическими узорами: по низу рубахи, по рукавам, по груди, особенно по вороту, ведь продолжением шеи является голова. Украшали вышивкой, аппликацией, лентами, кружевом, бисером, блестками.

Самые красивые рубахи надевали на свадьбу, сенокос и жатву. Бедные крестьянки имели до десяти рубах, а богатые до пятидесяти.

Девочки поверх короткой рубахи надевали сарафан. Поверх сарафана коротенький сарафан на бретелях.

Волосы заплетали в одну косу. В конце косы вплетали «накосник», который богато украшали. На лоб надевали ленту, украшенную бусинами, жемчугом. Ленту завязывали очень туго, чтобы девочка не морщила лоб.

Когда девушка выходила замуж, ей дарили «венец» или богато украшенную «коруну». Иногда головной убор был в виде цилиндра, что делало девушку выше, стройнее. Девушки волосы не закрывали, чтобы парни могли любоваться девичьей косой. Парни, которым понравилась девушка, бросали ей в цилиндр угощения. Молодые люди стеснялись подойти к девушке, только из дали могли любоваться ею.

Женщины поверх длиной рубахи надевали юбку – «поневу». Понева – прабабушка нашей юбки. Она не зашивалась впереди, а по линии талии завязывалась на тесемочки. Поневу так же украшали. Этот костюм называли поневным. Он был характерным для южных областей.

Северные женщины носили сарафанный комплекс. Для женского костюма характерна многослойность. Поверх рубахи и поневы надевали «занавеску» - это длинный передник на бретелях. Дале надевали «шушун» или «шушпан» - это что-то типа теплой кофты.

Зимой носили овчинный тулуп, на ногах валенки и шаль поверх кокошника. Летом на ногах обычно носили лапти, на праздники кожаные сапоги без каблуков. Все эти предметы украшались.

Головные уборы шили и украшали по-разному. Это были «сороки», «кички (уточки)», «кокоты (петушки)», «кокошники». Головные уборы полностью закрывали волосы женщины, так как замужней женщине нельзя было показываться на людях с непокрытой головой. Если это случалось, муж мог притащить жену домой за волосы и она считалась опозоренной. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься». Женщина носила после свадьбы две косы, уложенные вокруг головы.

Мужской костюм не отличался сильным разнообразием и состоял из рубахи – косоворотки, нешироких штанов. Рубаху носили поверх штанов – «портов». Шили ее из белого или цветного холста. Рубаху подпоясывали ремнем или кушаком. На ногах носили лапти с «онучами».

Верхней одеждой был «зипун» или «кафтан» их домотканого сукна. Зимой носили овчинные шубы, валенки и овчинные шапки. По шапке можно было судить о происхождении человека. В народе говорят : «По Фомке и шапка». Богатые носили дорогие шапки из меха ценных зверей. Считалось, что шапка – это частица человека. Если мужчина должен был креститься в церкви, а он заболел, то крестили его шапку. Поэтому говорят, что шапку нельзя крутить в его руках, а то голова заболит.

Какова же судьба народного костюма в наше время?

Русский народный костюм – это памятник нашей культуры. Он продолжает жить, как живы до сих пор русский песенный фольклор, предметы русских народных промыслов. Костюм используют на фольклорных праздниках и фестивалях. Опыт старинных мастеров используют современные отечественные модельеры. Организуются исторические, краеведческие и этнографические музеи. К ним постоянно обращаются деятели кино и театра для создания атмосферы старины в исторических фильмах и спектаклях.

Люди, тонко чувствующие прекрасное, особенно ценят теплоту и энергию, даримую рукотворными шедеврами искусства народного костюма.

Формы работы по ознакомлению с русским народным костюмом

1. Рассматривание иллюстраций, где изображают сказочных героев в русских народных костюмах. Например, В. Васнецов «Аленушка», «Иван царевич на сером волке», М. А. Врубель «Царевна - лебедь» и т. д.

2. Использование Д\И «Одень куклу» (придумывание одежды для куклы в русском стиле)

3. «Назови части одежды».

4. «Назови женский головной убор».

5. Рисование человека в русском народном костюме.

6. Раскрашивание человека в русском народном костюме.

7. Аппликации: вырежи и укрась передник, сарафан, рубаху, платок.

8. Лепка: «Герой моей любимой сказки».

9. Ручной труд: а) выполнение разных швов

б)куклы из бросового материала в русских костюмах

г)украшение русских костюмов аппликацией из соломы

ж) украшения из кожи и бисера

10. Просмотр телепередач.

11. Организация выставок из поделок сделанных своими руками вместе с родителями и воспитателями.

12. Участие родителей в изготовлении русского народного костюма для своего ребенка.

13. Оформление альбома «Детские и взрослые народные костюмы»

Публикации по теме:

Наша выставка народного декоративного искусстваНаша выставка народного декоративного искусства Каждый год у нас проходит КМО (кустовое методическое объединение). Несколько детских садов посещают занятия друг у друга, обмениваются опытом.

Терентiй Травнiкъ. «Соразделение и Соответствие»Терентiй Травнiкъ. «Соразделение и Соответствие» Мужчина стремится, женщина ожидает. Мужчина находит, женщина хранит. Мужчина уходит, женщина ждет. Мужчина открывает, женщина входит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с русским народным костюмом
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 11:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с русским народным костюмом» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Савинова (УИ 160002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД