Ольга Пустакина
Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством
▼ Скачать
Цель:
-знакомить детей с декоративно–прикладным искусством, бытом и традициями русского и мордовского народа;
- прививать эстетический вкус, способствовать развитию у детей художественно – творческих способностей, усвоению эталонов красоты;
-развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность;
-воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.
Во II младшей группе:
Публикация «Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
-учить замечать яркость, выразительность цветовых образов в народной игрушке;
- вызвать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку;
- дать представление о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;
- развивать любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им;
- воспитывать интерес к произведениям мордовского декоративно – прикладного искусства.
В средней группе:
-вызвать эмоциональный отклик на произведения декоративно – прикладного искусства, народные игрушки, иллюстрации;
-знакомить с народными игрушками;
-учить замечать средства выразительности, используемые народными мастерами (сочетание цвета, элементы узора);
-развивать творческое воображение;
-развивать интерес к произведениям мордовского декоративно – прикладного искусства.
В старшей группе:
-развивать интерес к изобразительной деятельности, желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей;
-развивать художественный вкус, воображение, интерес к народным промыслам, творческий подход к работе;
-знакомить с народно – прикладным искусством;
- учить сравнивать изделия народных мастеров, находить сходство и различия;
- знакомить детей с выразительными средствами народной росписи (цвет, форма, набор элементов, композиция узора);
- учить самостоятельно составлять и изображать в рисунке декоративные узоры по мотивам народных росписей;
- учить создавать коллективные работы по мотивам народных росписей;
- продолжать развивать интерес к произведениям мордовского декоративно – прикладного искусства;
В подготовительной к школе группе:
- развивать у детей эстетическое чувство, учить видеть красоту окружающего мира;
- учить самостоятельно использовать знакомые приёмы выразительности в декоративных композициях;
- учить составлять узор на различных геометрических и сложных формах, используя знания в области композиции;
- формировать представления о видах народно – прикладного искусства, их первоначальном происхождении;
- учить находить сходство и различия в изделиях народных мастеров разной местности;
- учить создавать собственные композиции по мотивам народных промыслов;
- учить рисовать сказочные сюжеты, используя мотивы народных росписей (сказка в стиле хохломы);
- продолжать развивать устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно – прикладного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во II младшей группе:
Тема: «Дымковские игрушки»
Цели: познакомить детей с игрушками села Дымково;
учить замечать яркость, выразительность цветовых образов в
народной игрушке;
вызвать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку;
дать представление о её назначении и о том, что к ней следует
относиться бережно;
Тема: «Филимоновские свистульки»
Цели: познакомить детей с игрушками села Филимоново, их
особенностями;
учить замечать яркость, выразительность цветовых образов в
народной игрушке;
вызвать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку;
Тема: «Русская матрёшка»
Цели: познакомить с необычной деревянной куклой – матрёшкой;
раскрыть секрет матрёшки, доставить радость от игры с ней.
Тема: «Птичка – свистулька»
Цели: познакомить с глиняной игрушкой села Подлесная Тавла, её
особенностями;
вызвать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку;
Тема: «Матрёшка – мордовочка»
Цели: познакомить с мордовской народной игрушкой :
стилизованной матрёшкой – мордовочкой;
сравнить русскую и мордовскую матрёшки.
В средней группе:
Тема: «Филимоновские игрушки»
Цели: знакомить с игрушками села Филимоново, с особенностями
украшающих их узоров;
Тема: «Дымковская игрушка»
Цели: знакомить с дымковской игрушкой, усиливая её восприятие
через народный фольклор;
формировать интерес к самостоятельной росписи силуэтов
игрушек характерными для них узорами.
Тема: «Каргопольская игрушка»
Цели: знакомить с каргопольскими игрушками, уметь сравнивать
их с уже знакомыми (филимоновской, дымковской);
формировать интерес к самостоятельной росписи силуэтов
игрушек.
Тема: «Богородская игрушка»
Цели: знакомить с богородской деревянной игрушкой,
характерными персонажами, наиболее часто
встречающимися в скульптурах – сценках (мужик, медведь,
кони); порадовать детей движущимися игрушками.
Тема: «Русская матрёшка»
Цели: знакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой,
отмечая её характерные особенности (форма, строение,
цветовое решение)
Тема: «Деревянная игрушка села Подлесная Тавла»
Цели: познакомить со скульптурой малых форм мастеров
Мордовии;
Тема: «Мордовские узоры»
Цели: развивать эмоциональную отзывчивость на цветовое
сочетание и расположение узоров в произведениях
мордовского декоративно – прикладного искусства.
Тема: «Гончарная посуда мордвы»
Цели: знакомить детей с традиционной гончарной посудой (блюдо,
кашник, горшок и др.)
В старшей группе:
Тема: «Филимоновские игрушки»
Цели: знакомить с игрушками филимоновских мастеров,
особенностями узоров, украшающих игрушки, с цветовой
гаммой, используемой для росписи.
Тема: «Дымковская игрушка»
Цели: знакомить с дымковскими игрушками;
воспитывать интерес к народному творчеству;
помогать и замечать основные средства выразительности
росписи дымковской игрушки (нарядность, пластичность,
яркость, декоративность, разнообразие элементов росписи).
Тема: «Городецкие узоры»
Цели: знакомить с изделиями городецких мастеров, характерными
особенностями рисования розанов, «оживления» элементов,
составлять из них композицию узора.
Тема: «Знакомство с гжельской керамикой»
Цели: знакомить с гжельской керамикой;
обратить внимание на оттенки и переливы синего цвета,
элементы узора (завиток, цветы, травка, листья);
учить составлять узор.
Тема: «Загорская матрёшка»
Цели: познакомить с загорской матрёшкой, обратить внимание на
форму, стиль росписи костюма и лица куклы;
вызвать желание составить свой костюм по мотивам
костюмов загорских матрёшек.
Тема: «Семёновская матрёшка»
Цели: познакомить с семёновской матрёшкой, обратить внимание
на форму, стиль росписи костюма и лица куклы;
сравнить загорскую и семёновскую матрёшки.
Тема: «Полхов – майданская матрёшка»
Цели: познакомить детей с матрёшкой полхов – майданских
мастеров, обратить внимание на форму, роспись костюма и
лица куклы;
сравнить загорскую, семёновскую и полхов – майданскую
матрёшки.
Тема: «Вологодские кружева»
Цели: знакомить детей с вологодскими кружевами;
развивать художественный вкус, воображение, интерес к
народным промыслам.
Тема: «Мордовский народный костюм»
Цели: знакомить детей с мордовским народным костюмом и его
основными элементами (рубаха, передник, головной убор).
Тема: «Национальная посуда мордвы»
Цели: продолжить знакомство детей с изделиями, изготовленными
на территории Мордовии: керамической посудой (ваза, чаша,
кувшин, молочник, кубышка, деревянной посудой (ложка,
ковш, кадка, изделиями из бересты (туесок, корзина,
шкатулка, лошкарница).
Тема: «Мордовская вышивка»
Цели: продолжить знакомить с характерными особенностями
орнамента мордовской вышивки, учить составлять
(рисовать) узоры по её мотивам.
В подготовительной к школе группе:
Тема: «Знакомство с жостовским промыслом»
Цели: познакомить с особенностями жостовского промысла;
обратить внимание на композиционное решение росписи
(крупные и мелкие цветы).
Тема: «Знакомство с хохломским промыслом»
Цели: знакомить с хохломской росписью, её историей,
назначением;
предложить рассмотреть изделия современных мастеров,
украшенных хохломской росписью;
учить выделять элементы росписи (ягоды, цветы, завиток,
травка, цветовую гамму.
Тема: «Городецкие узоры»
Цели: познакомить с творчеством городецких мастеров,
характерным для росписи набором элементов
(фантастические цветы, птицы, кони, жанровые сцены,
расположением и объединением элементов в композицию;
рассмотреть цветовую гамму городецкой композиции.
Тема: «Гжельская керамика»
Цели: знакомить с гжельской керамикой;
учить добиваться различных оттенков синего цвета путём
смешивания белой и синей красок, размывки тона;
обратить внимание на составление композиции (орнамент,
растительный узор, букет, узоры с птицами).
Тема: «Русские матрёшки»
Цели: закреплять знания детей о матрёшках разных мастеров,
умения находить отличия в форме, техники росписи,
элементах узора, выражении лица;
рассказать о том, как появилась первая матрёшка, технологии
изготовления этих кукол.
Тема: «Художественная лаковая миниатюра из Палеха и
Федоскино»
Цели: познакомить с произведениями мастеров Палеха и
Федоскино;
рассказать детям о том, как изготавливалось изделие, на
котором художник писал миниатюру, как подбирались
краски, лак, какая техника использовалась мастерами Палеха
и Федоскино.
Тема: «Мезенская роспись»
Цели: знакомить детей с особенностями мезенской росписи;
учить выделять элементы росписи (птицы, кони, олени,
расположенные по ярусам, которые разделены полосами,
обосновать наличие ярусов в изделиях мезенских мастеров.
Тема: С. Д. Эрьзя и его произведения»
Цели: познакомить с произведениями мордовского скульптора
С. Д. Эрьзи (Нефёдова, учить детей эмоционально
откликаться на созданные скульптором художественные
образы.
Тема: «Игрушки села Подлесная Тавла»
Цели: продолжать знакомить детей с мордовской народной
пластикой;
закреплять полученные знания о деревянной игрушке села
Подлесная Тавла;
познакомить детей с глиняными игрушками мастеров
Подлесной Тавлы, их особенностями.
Тема: «Мордовский орнамент»
Цели: закреплять знания детей о мордовском орнаменте, его
элементах;
учить оформлять силуэты кукол в национальных костюмах,
составлять узоры на силуэтах, изображающих предметы
быта;
развивать чувство цвета и композиции.