Наталья Менщикова
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой (отчет из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе и экспериментирование.
Публикация «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой (отчет из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе я уделяю прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы и опытам. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания.
Самые первые наблюдения были организованы с детьми уже в средней группе: за изменениями температуры – на улице: тепло, холодно, жарко; за осадками – идет: снег, дождь. При этом не только констатировались факты, а использовались различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание детей этого возраста неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. Поэтому проводилась работа по подгруппам (2 – 3 ребенка).
Во время наблюдений за растениями, дети рассматривали форму листьев, следили за их движением, слушали шум деревьев при порывах ветра.
Проводя наблюдение со старшими дошкольниками, подгруппа детей увеличилась до 5-6человек. Также удлинились сроки наблюдения, и расширилась тематика. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращала внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.
Изменился и характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, вид посадки (рядами, одиночными растениями).
В те дни, когда пребывание на воздухе невозможно, проводились наблюдение за комнатными растениями, дети сравнивали размер, форму и окраску листьев и цветков.
Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяю. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.
В своей работе я использовала методы воспитания у детей познавательных интересов к природе :
-наблюдение. Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака. Такие наблюдения учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (собака мчится, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, собака лает). В старшем возрасте дети различают и называют особенности внешнего вида и мест произрастания деревьев и кустарников.
-дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться,что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
При использовании дидактической игры предпочитала следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. Конкретно и четко объяснять правила.
-Речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Они небольшие по содержанию, но обязательно заключают в себе проблемный вопрос. Давая детям речевую логическую задачу, педагог ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, я использовала различные методические приемы: предлагала им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задавала наводящие вопросы, которые помогают правильно сформулировать мысль.
-Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
В своей работе проводила природоведческие экскурсии : в парк, в лес. Такие экскурсии привлекали внимание детей, предоставляли возможность под руководством взрослого собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
Кроме названных приемов можно использовать еще и следующие: специально организованное наблюдение, чтение коротких рассказов и стихов, беседы с детьми, отражение впечатлений о природе в продуктивных видах деятельности, самостоятельное и совместное с взрослым разнообразное практическое экспериментирование ребенка в природе, экологические сказки.
Если информация детям будет подаваться в сухом, энциклопедическим виде, то она не вызовет интереса у ребёнка и не запомнится ему.
Важно не только отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к ним самим. Вопрос, поставленный ребёнку, активизирует его мысль, побуждает к сравнению, вызывает припоминание недавнего прошлого, иногда рассуждения, умозаключения. Это развивает познавательный интерес, рождает потребность в новых знаниях.
Дети моей группы, у которых развит познавательный интерес, характеризуются желанием задавать вопросы и способностью находить ответы на них. Такие дети склонны к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Благодаря экспериментированию, у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют и для осознания причинно-следственных связей.
- Какие семена дадут всходы быстрей: пророщенные или нет.
- Какие предметы могут утонуть?
- Как яйцо положить в бутылку?
- Как определить: какое яйцо вареное, а какое сырое?
Все эти проблемы, поставленные перед воспитанниками, они решали самостоятельно, путем проб и ошибок.
Опыты - это одно из любимых занятий наших воспитанников. В это время дети раскрепощаются, выражают своё удивление, восторг, проявляют эмоциональность, самостоятельность, сообразительность, появляется уверенность в себе. Ребёнок испытывает радость от участия в совместных действиях со сверстниками, стремится получить хороший результат.
Работая над развитием познавательных интересов нельзя не сказать о формировании гуманного отношения к природе. Все познавательные рассказы, рассказы-загадки, проблемные вопросы носят ещё и воспитательные задачи. Ребята поняли главное - что природа живая, что к ней нужно относиться как к живому существу, не обижать. Дети сразу реагируют, если кто-то хочет совершить или совершает что-то нехорошее. Они стали более отзывчивыми и чуткими, стали понимать взаимосвязь природы и человека, научились замечать красоту природы.
За время работы над темой мною были сделаны пособия: тематические альбомы, картотека дидактических игр по ознакомлению с природой, каталог книг: «Флора и фауна», разнообразные коллекции, консультации для родителей, проведено открытое мероприятие для педагогов «Неизведанное рядом».
В заключении хочу сказать, что в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать отношение к книге как к источнику знаний. Для этого необходимо иметь дома и в группе книги с познавательным содержанием. У нас в группе активное участие в пополнении полочки умных книг, принимают родители детей.