Ирина Фомичёва
Система работы по формированию мотивационной готовности детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: педагог – психолог Фомичева И. Н. ,учитель-логопед Бахтина О. В.
Создавая систему работы по формированию мотивационной готовности детей к школе, мы на первое место ставили естественное развитие ребенка, а не программы. Самостоятельное соприкосновение ребенка со средой, а не трансляцию готовых знаний. В своей работе с детьми мы широко используем методы игры и игровых упражнений, беседы, участвуем в совместных со школой мероприятиях, выставках, переписываемся со школьниками.
Публикация «Система работы по формированию мотивационной готовности детей к школе» размещена в разделах
4 основных блока нашей системы:
аналитический, коррекционно-развивающий, профилактический, координационный.
В аналитический блок входит: диагностика, мониторинг, анализ полученных данных.
Коррекцинно-развивающий блок – это система занятий, игры и игровые упражнения.
Профилактический блок включает в себя профилактику нарушений письменной речи, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.
Координационный блок - взаимодействие специалистов, сотрудничество с другими учреждениями, работа с родителями.
Думаем, вы согласитесь с тем, что опыт раннего детства – это, прежде всего люди, которые помогают ребенку взрослеть. Никогда больше ребенок не будет так нуждаться в присутствии и в помощи взрослого. Именно в этот период жизни ребенок открыт, несет нам свои радости, горести, мечты и капризы.
И именно на нас, работников дошкольного учреждения, лежит ответственность за подготовку детей к школьному обучению.
Безусловно, в настоящее время эта проблема приобрела особую остроту и весьма актуальна.
Почему?
• Резко ухудшается состояние здоровья детей и подростков, растет число детей с речевой патологией.
• Это влечет за собой и другие проблемы: ограничение в выборе профессии, снижение годности к воинской службе, снижение возможности получения широкого спектра знаний, ограничение репродуктивных возможностей.
• По нашим исследованиям увеличивается число детей с тяжелой и средней степенью адаптации к школьному обучению. И на первое место выступают проблемы эмоционально-волевой сферы.
• Число коррекционных классов в школах заметно растет.
• Традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.
Именно на эти факты мы ориентировались при выборе темы, над которой работаем уже не первый год.
Речь и познавательная сфера определяет интеллект, а эмоционально-волевая - регулирует поведение. И то, и другое важно в период подготовки детей к школе.
Мы попробовали объединить свои усилия.
Основными нашими задачами являются - коррекция и профилактика речевых нарушений, формирование устойчивой мотивации у детей здорового образа жизни.
Своим девизом считаем цитату И. М. Сеченова.
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна».
Вариантом работы по формированию мотивационной готовности детей к школе является цикл занятий, которые мы проводим как совместно, так и по одному.
• Занятия рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет
• Проводятся по подгруппам (5-6 человек)
• Содержательный компонент занятия зависит от сезона, предыдущего вида деятельности, настроения группы, лексической темы.
Занятие состоит из 3 частей.
1 часть занятия
– включает в себя ритуал приветствия, элементы телесно-ориентированной терапии и психогимнастики, этюды, массажные комплексы.
Еще В. А. Сухомлинский утверждал «Учение без желания не только угнетает духовные силы ребенка, но и плохо отражается на сложной системе работы внутренних органов».
Поэтому мы обязательно включили в занятие игровые упражнения, направленные на формирование представлений о себе, о своем организме, его возможностях.
Игровые упражнения:
• «Наши главные помощники» - органы осязания.
• «Главный насос человека» - сердце.
• «Дыхательное деревце» - путешествие кислородинки.
• «Компьютерный центр»- головной мозг.
• «Одежда» - кожа человека.
И другие органы и системы.
2 часть занятия
– основная. Она позволяет отрабатывать учебные навыки, правила поведения в школе, включает в себя речевые и познавательные игры, игры и упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии.
Как разобраться детям в сложном мире звуков: гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие? В этом им помогает – звуковой поезд, веселые гномики и много интересных игр.
На занятиях используются авторские обучающие мультимедийные игры.
• В игре «Цветик –звукоцветик» - дети подбирают картинки, в названии которых есть определенный звук.
• Игра «Цветик – слогоцветик» - учит детей подбирать слова к слоговой схеме.
• В своей работе мы используем разные виды букв: магнитные, пластмассовые, мягкие, для ковролина, буквы – образы, «чудо – буквы» с наклеенными на них разными предметами для развития зрительного образа буквы и тактильных ощущений.
• Дети моделируют буквы из деталей, пластилина, веревочек, природного материала, пуговиц, мелких игрушек, кубиков Никитина, палочек Кюизенера.
• Для развития зрительных ассоциаций рисуем буквы («Нарисуй, на что похожа буква», угадываем «Какая я - буква».
• Дети очень любят сухой бассейн, в нем можно найти много интересного,
игры с песком, водой, тестом - любимые игры детей. Из теста лепим буквы, слова, статуи и клумбу для парка нашего города Радости.
• Веселый поезд помогает составлять цепочки слов.
• В игре «Телевизор» используем перфокарту для определения положения звука в слове, учимся выполнять звуко - буквенный и слоговой анализ слов.
• Составляем предложения с предлогами, используя конструктор.
• Коллажи помогают учиться ориентироваться на плоскости, запоминать предлоги, составлять рассказы.
• В игре «Площадь слов-родственников» дети учатся подбирать однокоренные слова и по контуру определять вид транспорта, на котором «приехало» слово.
• Словарная работа с многозначными словами проводится в игре «Аллея слов - близнецов».
• В игре «Музыкальные цветы» дети подбирают к музыкальному произведению слова – синонимы: как звучала музыка.
• Игра «Улица слов – соперников» учит детей использовать слова – антонимы и превратить рассказ «Хмурый осенний день» в «Ясный осенний день».
• Игра «Упрямые слова» знакомит детей с несклоняемыми словами.
3 часть занятия
– арт-блок направлена на формирование знаний о способах, которые помогут ребенку справляться с усталостью, нагрузками, с плохим настроением.
Используем методы арт-терапии, элементы аромо и фитотерапии.
• Начинается цикл занятий с упражнения «Радуга здоровья» - поддерживаем интерес ребенка к своему организму и его основным потребностям.
• Упражнение из цикла самопознания «Какой я» - обучение навыкам осмысления.
• Упражнение «Конвертик здоровья» - на снятие мышечного и эмоционального напряжения (работаем с душицей, мятой) – любимое упражнение детей. Можно и чайком угоститься.
• Игра «Солнце» - показываем зависимость здоровья от воздействия природы на организм.
• «Целый мир на моей ладошке» - тему любви, сердечности, доброты дошкольнику проще понять через семью.
• Упражнение «Волшебная карта Чувств» - наш внутренний дворик, кладовочка эмоций и настроений.
• «Город эмоций» (наши эмоции).
• Упражнение «Радужный дождь» создает положительный эмоциональный настрой.
• Игра фантазия - «школа моей мечты» - поддержание интереса, положительного настроя к школьному обучению.
• Изготовление визитных карточек «Я и мое имя».
• Игра «Студия звукозаписи» интервью с будущим первоклассником - отрабатываем навыки делового общения.
(является диагностическим упражнением, легко увидеть запросы, потребности и интересы ребенка)
У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова.
«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты, и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю… Тогда они сами построят корабль»
Уверены, что вы согласитесь с тем фактом, что детские установки могут сильно влиять на все последующие в жизни события. Поэтому, работая с дошкольниками нам важно не только научить их читать, писать, необходимо сохранить состояние радостного, чудесного времени, чувства безопасности, уверенности. Научить детей проявлять заботу о себе, развивать интерес к своему организму, его необыкновенным возможностям. Стимулировать инициативу, активность, любознательность, самостоятельность, учить справляться с волнениями и эмоциями. И открывать свои моря и океаны.