алена челядинова
Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Публикация «Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Проводя словарную работу, мы одновременно решали задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируя нравственность, навыки поведения. Целенаправленное развитие словарного запаса старших дошкольников потребовало от нас углублённого исследования различных сторон словарной работы в ДОУ, проводимой среди детей старшего дошкольного возраста.
Проблемой нашего исследования являлось обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города. Гипотеза нашего исследования было утверждение, что процесс развития и обогащение словаря старших дошкольников будет успешным если :
- организуя НОД детей педагог заранее намечает новые лексические единицы для обогащения словарного запаса;
- педагог в рассказах о родном городе использует наряду с известной лексикой новые понятия и обсуждает с детьми их значение.
В теоретической части мы рассматривали проблему развития и обогащения словаря старших дошкольников. Мы дали характеристику понятиям: «слово», «словарь», «активный словарь», «пассивный словарь», «обогащение словаря», «словарная работа». Проанализировав психолого-педагогические исследования по развитию и обогащению словаря старших дошкольников, раскрыли проблему развития и обогащения словаря в процессе ознакомления дошкольников с историей родного города. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию и обогащению словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города.
Первым этапом работы было выявление уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста группы «Муравьи». На основе проделанной работы дети были распределены по трё м уровням: высокий, средний, низкий. На данном этапе преобладал низкий уровень развития словаря у детей экспериментальной группы.
В связи с этим, вторым этапом нашей работы была организация непосредственно образовательной деятельности, направленной на развитие и обогащение словаря старших дошкольников в процессе реализации на практике регионального компонента программы «Город - сказка, город - быль». Мы провели работу с сентября по январь текущего учебного года, проводя интерактивные «Встречи с Санкт-Петербургом» раз в неделю по 10-15 минут, в течении 12 недель. Кроме этой работы проводилась и вся остальная работа, которая в обязательном порядке проводится в течении учебного года в любой старшей группе детского сада.
На третьем этапе мы провели сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, который показал нам положительную динамику развития и обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного города.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:
1) соотнесенности слова с предметом,
2) связи слова с определенным понятием,
3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев).
Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Проделанная нами работа дала свой положительный результат, мы пришли к выводу, что заниматься подобными экспериментами полезно и нужно, поэтому работа будет продолжена в экспериментальной группе в течение этого учебного года. Мы планируем провести все 30 встреч, чтобы в дальнейшем использовать полученный опыт и расширить применение полученных результатов, также мы будем планировать перенести наш опыт на все старшие и подготовительные группы детского сада, которых будет в следующем учебном году четырнадцать. Так как мы смогли заинтересовать и родителей и детей, получили их положительную оценку, давая детям новые знания о городе, в котором они родились и живут.