Екатерина Губайдуллина
Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР коррекционном детском саду необходимо осуществлять как на специальных коррекционных занятиях, занятиях по развитию речи, которые проводит дефектолог, так и в процессе предметно-практической деятельности, а именно, на занятиях изобразительной деятельностью. Обучение детей рисованию организуется в тесном единстве с развитием их связной речи.
Публикация «Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ЗПР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с ЗПР и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.
Обследование речевого развития показывает, что нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речи.
Нарушения связной речи проявляется :
трудности в пересказах проявляются в небольшом объеме текста, нарушение связи между отдельными предложениями, наличие повторов, пауз.
трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок проявляются в недостаточном понимании связи между отдельными картинками.
трудности в установлении причин и следствий поступков персонажей, их мотивов.
С трудом составляют связное описание картины, перечисление объектов, фиксирование незначительных деталей.
Наибольшую трудность вызывают самостоятельные рассказы на заданную тему, аморфные, стихийные, импульсивные высказывания, случайные ассоциации.
Именное поэтому в общей системе коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития особое внимание уделяется формированию и развитию связной речи, так как качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика.
В подготовительной группе необходимо научить детей:
-строить высказывание из трех – четырех предложений,
- следить за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже;
- распространять и сокращать предложение, строить сложно сочиненные и сложноподчиненные предложения;
- сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин;
- составлять индивидуальные словесные отчеты по видам деятельности, планировать этапы выполнения работы (по изобразительной деятельности, рассказывая о предстоящем действии;
- давать описания деревьев, животных, сезонных явлений и др.
Использование, каких средств облегчает и направляет процесс становления связной речи у дошкольника?
Одним из средств являются наглядность и моделирование плана высказывания.
Метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).Значимость моделирования неоднократно подчеркивалась известным психологом Л. С. Выгодским, который отмечает важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим; педагогами В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым, Т. А. Ткаченко.
Система обучения рассказыванию В. П. Глухова состоит из нескольких этапов:
1. Составление высказываний по наглядному восприятию.
2. Воспроизведение прослушанного текста.
3. Составление рассказа – описания.
4. Рассказывание с элементами творчества.
Моделирование плана высказывания должно быть включено в работу над всеми видами связного высказывания :
- пересказ;
- составление рассказов по серии картин;
- описательный рассказ;
- составление рассказа по сюжетной картине;
- творческий рассказ.
Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.
В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на доске с предметными картинками, план высказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых магнитной доске. Пересказ рассказа «Вечер», «Кот - задира», «Два брата» (по Т. А. Ткаченко).
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа дает детям необходимые речевые средства. Пересказ рассказа «Собака Пушок», «Вороны», «Шалун», «Просто старушка», «Собака и вороны», «Доигрались», «Нашли ежа (по Т. Б. Филичевой, А. Р. Соболевой).
Картинный план, затрагивая эмоции детей, помогает создать отчетливые конкретные представления о данном событии в целом и в частях, обогащает, уточняет словарь детей, помогает анализировать, сопоставлять, обобщать, излагать увиденное в определенной последовательности.
Пересказ повествовательных рассказов с использованием картинно-графических планов или картинно-графических схем (по Воробьевой В. К.).
Методика формирования умений и навыков связной речи Валентины Константиновны Воробьевой включает в себя разделы:
- формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.
- знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).
- закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.
Особое внимание надо уделять закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводили упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта. При обучении детей с задержкой психического развития необходимо обращать на развитие связной монологической (описательной и повествовательной) речи.
Многим исследователям подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. Поэтому в процессе проведения занятий по рисованию важно решать следующие задачи по обучению рассказыванию:
-закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
-формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
При формировании у детей навыков построения связных речевых высказываний перед нами стоят следующие задачи:
-усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями – фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента и его соответствие теме сообщения);
- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;
- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Работа по формированию связной монологической речи на занятиях по рисованию строится в соответствии с общедидактическими принципами:
-систематичность и последовательность в обучении;
- учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности.
Таким образом, работа по развитию связной речи проходит в тесном взаимодействии с занятиями по рисованию.