МААМ-картинки

Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности

Екатерина Губайдуллина
Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР коррекционном детском саду необходимо осуществлять как на специальных коррекционных занятиях, занятиях по развитию речи, которые проводит дефектолог, так и в процессе предметно-практической деятельности, а именно, на занятиях изобразительной деятельностью. Обучение детей рисованию организуется в тесном единстве с развитием их связной речи.

Публикация «Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ЗПР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с ЗПР и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.

Обследование речевого развития показывает, что нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речи.

Нарушения связной речи проявляется :

трудности в пересказах проявляются в небольшом объеме текста, нарушение связи между отдельными предложениями, наличие повторов, пауз.

трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок проявляются в недостаточном понимании связи между отдельными картинками.

трудности в установлении причин и следствий поступков персонажей, их мотивов.

С трудом составляют связное описание картины, перечисление объектов, фиксирование незначительных деталей.

Наибольшую трудность вызывают самостоятельные рассказы на заданную тему, аморфные, стихийные, импульсивные высказывания, случайные ассоциации.

Именное поэтому в общей системе коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития особое внимание уделяется формированию и развитию связной речи, так как качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика.

В подготовительной группе необходимо научить детей:

-строить высказывание из трех – четырех предложений,

- следить за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже;

- распространять и сокращать предложение, строить сложно сочиненные и сложноподчиненные предложения;

- сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин;

- составлять индивидуальные словесные отчеты по видам деятельности, планировать этапы выполнения работы (по изобразительной деятельности, рассказывая о предстоящем действии;

- давать описания деревьев, животных, сезонных явлений и др.

Использование, каких средств облегчает и направляет процесс становления связной речи у дошкольника?

Одним из средств являются наглядность и моделирование плана высказывания.

Метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).Значимость моделирования неоднократно подчеркивалась известным психологом Л. С. Выгодским, который отмечает важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим; педагогами В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым, Т. А. Ткаченко.

Система обучения рассказыванию В. П. Глухова состоит из нескольких этапов:

1. Составление высказываний по наглядному восприятию.

2. Воспроизведение прослушанного текста.

3. Составление рассказа – описания.

4. Рассказывание с элементами творчества.

Моделирование плана высказывания должно быть включено в работу над всеми видами связного высказывания :

- пересказ;

- составление рассказов по серии картин;

- описательный рассказ;

- составление рассказа по сюжетной картине;

- творческий рассказ.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.

В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на доске с предметными картинками, план высказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых магнитной доске. Пересказ рассказа «Вечер», «Кот - задира», «Два брата» (по Т. А. Ткаченко).

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа дает детям необходимые речевые средства. Пересказ рассказа «Собака Пушок», «Вороны», «Шалун», «Просто старушка», «Собака и вороны», «Доигрались», «Нашли ежа (по Т. Б. Филичевой, А. Р. Соболевой).

Картинный план, затрагивая эмоции детей, помогает создать отчетливые конкретные представления о данном событии в целом и в частях, обогащает, уточняет словарь детей, помогает анализировать, сопоставлять, обобщать, излагать увиденное в определенной последовательности.

Пересказ повествовательных рассказов с использованием картинно-графических планов или картинно-графических схем (по Воробьевой В. К.).

Методика формирования умений и навыков связной речи Валентины Константиновны Воробьевой включает в себя разделы:

- формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

- знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

- закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Особое внимание надо уделять закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводили упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта. При обучении детей с задержкой психического развития необходимо обращать на развитие связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Многим исследователям подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. Поэтому в процессе проведения занятий по рисованию важно решать следующие задачи по обучению рассказыванию:

-закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

-формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

При формировании у детей навыков построения связных речевых высказываний перед нами стоят следующие задачи:

-усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями – фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента и его соответствие теме сообщения);

- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;

- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Работа по формированию связной монологической речи на занятиях по рисованию строится в соответствии с общедидактическими принципами:

-систематичность и последовательность в обучении;

- учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Таким образом, работа по развитию связной речи проходит в тесном взаимодействии с занятиями по рисованию.

Публикации по теме:

Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения (слайд 1) Доклад на тему : «Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения старшего.

Опыт работы «Формирование связной речи дошкольников на основе культурного наследия Кубани» Представляю вашему вниманию опыт работы на тему: «Формирование связной речи дошкольников на основе характеристики современного общества.

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности. Поделилась воспитатель.

Перспективный план работы «Формирование связной речи дошкольников в игровой деятельности» Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по.

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин Тезисы: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин» Ахметзянова А. Н. 942у группа.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Сообщение на методическое объединение «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков культуры поведения» ГБОУ с. Малый Толкай Сообщение на методическое объединение: «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции нарушений речи дошкольников Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Наши дети выросли и им скоро идти в школу.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 19:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Губайдуллина (УИ 83633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД