Татьяна Петручик
Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 151 комбинированного вида»
Ново – Савиновского района г. Казани
Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Пособие для родителей
Казань
2017
Авторы-составители:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Петручик Татьяна Борисовна, заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
Шувалова Анна Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
Деусова Марина Александровна, учитель-логопед 1 квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
Рецензенты:
Башинова Светлана Николаевна, доцент кафедры дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Институт развития образования Республики Татарстан», кандидат психологических наук, доцент.
Осиповская Марина Петровна, заведующая отделением общей и коррекционной педагогики и психологии ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, кандидат педагогических наук.
В пособии даны рекомендации родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Представленные материалы помогут родителям в организации воспитания, учебной и досуговой деятельности дошкольников с ТНР.
Введение
Государство начинается с семьи, и тема семьи в сфере образования выходит на первое место. Проблема сохранения единого образовательного пространства остается актуальной на протяжении всего периода социальных и экономических преобразований в России. Постоянно возрастающие требования к качеству образования налагают особую ответственность на родителей.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, а также к усложнению дефектов развития. Все чаще наблюдаются дети с сочетанными, сложными нарушениями. Не случайно в ФГОС ДО дети с тяжелыми речевыми нарушениями отнесены к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего такие дети находятся в общеразвивающих группах детских садов, а иногда и вовсе лишены возможности посещать детский сад. И если ребенок не посещает дошкольное учреждение, где ему могут оказать квалифицированную помощь, то задачей родителей становится обеспечение ребенку равных возможностей для получения образования, независимо от психофизиологических и других потребностей.
Тяжелые речевые нарушения влияют на развитие личности ребенка, это доказано специалистами, работающими в области дефектологии. Н. Н. Труготт пишет, что «… особенности личности тесно связаны с дефектом речи. Можно представить себе, что эта связь обусловлена двояко: с одной стороны особенности личности, безусловно, связаны с дефектом речевого развития, и то и другое является следствием определенного нарушения в развитии центральной нервной системы; с другой стороны, очевидно взаимное влияние этих явлений друг на друга, — чем резче выражено речевое нарушение, чем больше затруднено речевое развитие ребенка; чем тяжелее переживает он свой дефект, тем труднее ожидать правильного и гармонического формирования характера. Наконец, чем больше выражены отклонения в общем поведении ребенка (как например, рассеянность, замкнутость, тем больше выражен речевой негативизм и тем, следовательно, труднее вызвать речь. Создается нечто вроде порочного круга. Мы с полной убежденностью можем сказать, что успех в работе будет, достигнут только в том случае, если работа будет направлена сразу на обе стороны явления».
В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. Педагоги школ также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер. Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. Недостатки в речевом развитии накладывают негативный отпечаток на характер ребёнка. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить. Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут проявиться специфические ошибки чтения и письма, что ставит под вопрос школьную успешность. Хохлова В. М. в статье «Социализация детей с нарушениями в развитии речи» указывает, что если ребенок отказывается общаться вследствие тяжелого речевого нарушения, то за всем этим скрывается серьезная проблема, а именно — недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является одним из важных условий успешности ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми.
Таким образом, механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Если ребёнок постоянно конфликтует, ссорится, не умеет договариваться и уступать во время совместной деятельности, если ему трудно даются налаживания дружеских и игровых отношений с другими детьми, и он предпочитает быть в одиночестве среди коллектива, то ему, наряду с коррекцией речевых недостатков, необходима специализированная помощь для формирования навыков коммуникативного поведения. Большинство детей, которые посещают детские сады, в коммуникативном отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться о совместных игровых, трудовых и учебных действиях, планируют для себя какие-то задачи и пробуют выполнять их. Свободно излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы. Но если ребенок не посещает дошкольное учреждение, или не получает квалифицированную помощь в коррекции недостатков развития, то ему важно не только показать правильную модель поведения в обществе, но и привить навыки коммуникации, научить пользоваться речью для общения и выражения своих желаний и потребностей.
Все вышеназванное делает актуальным решение проблемы социализации детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Вопрос вооружения родителей знаниями в области логопедии, психологии и дефектологии весьма актуален. Логопедическая компетентность родителей детей, имеющих речевые нарушения, это целая структура, включающая следующие компоненты:
1) мотивационная направленность, предполагающая адекватное отношение к речевой патологии ребёнка, к работе по её преодолению и устойчивые внутренние мотивы взаимодействия с педагогами;
2) наличие основных логопедических знаний о специфике речевого нарушения у ребёнка, видение сущности логопедической работы;
3) наличие совокупности умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия с ребенком и специалистами;
4) способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребёнком.
Совокупность всех вышеназванных факторов (необходимость квалифицированной коррекции тяжелых речевых нарушений, формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями, необходимость тесной взаимосвязи родителей со специалистами в вопросах коррекции) является актуальной проблемой.