Елочка
Решение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы дошкольного учреждения компенсирующего вида предполагает решение коррекционных задач, в том числе и в патриотическом воспитании детей с ТНР, одними из которых являются развитие у детей памяти, внимания, мышления, так как эти процессы теснейшим образом связаны с речью, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.
Публикация «Решение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимаются во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка. Воспитатель так организует пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка.
Поэтому, решая вопросы патриотического воспитания, не только даем детям исторические сведения, но и помогаем дошкольнику осмыслить события и явления, найти их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности, развиваем интерес к познанию. Выстраивая свой рассказ в форме диалога, обращаемся к детям с теми или иными вопросами, чтобы активизировать их внимание, речь, вызвать интерес, любопытство, стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому. Например, можно спросить детей : «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить наш город Ступино?» Или: «Почему на гербе Ступина есть изображения двух скрещенных пропеллеров?»
Рассказы воспитателя при этом простые, доступные для детей. Обязательно сопровождение наглядным материалом. Стараемся меньше употреблять даты или не говорить их совсем, потому, что детям они ничего не дают, а восприятие материала затруднят. Лучше использовать такие выражения: «Это было так давно, когда ваших мам и пап, бабушек и дедушек еще не было на свете», или: «Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы».
Расширяя и уточняя знания дошкольников, развиваем речевые навыки, индивидуальные способности в творческой речевой деятельности:
умение составлять небольшие рассказы по фотографии, картине с описанием предыдущих и последующих событий из своего жизненного опыта,
отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
Исходя из этого, работа включает целый комплекс коррекционно-развивающих задач :
- формирование связной речи;
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи; активизация отработанной лексики;
- развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
- активизация словаря.
Все эти задачи решаются в разных видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Лексические темы программы коррекционно-развивающей работы предусматривают:
• обобщение знаний о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек; формирование умения называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон; воспитание гордости за свой род, свою фамилию;
• углубление, расширение, систематизация представлений о родном городе, его достопримечательностях. Воспитание чувства гордости за родной город;
• закрепление знания основ безопасности жизнедеятельности, правил дорожного движения, навыка соблюдения правил техники безопасности в быту;
• углубление представлений о России. Формирование представлений о нашей стране как многонациональном государстве. Расширение представлений о государственных праздниках. Формирование знаний о государственном флаге, гербе, гимне, президенте. Воспитание чувства гордости за Родину;
• расширение представлений о Москве — столице России, ее достопримечательностях;
• расширение представлений о русской национальной культуре, русском костюме, русском фольклоре. Воспитание уважения к народам разных стран, их языку и обычаям;
• углубление знаний о покорителях космоса — наших соотечественниках;
• развитие экологического сознания и воспитание экологического поведения;
• расширение и обобщение представлений о школе, об учебе. Формирование интереса к учебе, желания учиться в школе.
Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными, но обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника:
- эмоциональное восприятие окружающего,
- образность и конкретность мышления,
- глубину и обостренность первых чувств,
- отсутствие в полной мере «чувства истории»,
- отсутствие понимания в полной мере социальных явлений, отношений и др.
Приступая к реализации данной работы при активном участии родителей, в нашей группе обустроили уголки патриотического и этнического воспитания и развития. Здесь собраны фотографии современного города Ступина и фото старых времен, видеоролики о родном городе, сборники открыток памятных мест и достопримечательностей г. Ступино, города Москвы, художественные произведения писателей, в том числе и ступинских, различные атласы, карты.
Такие экспонаты уголка, как куклы в русских национальных костюмах, лапти, короба, плетенные из ниток и лоскутков игрушки, глиняная посуда, старинная утварь, используются в различных видах деятельности (развитии речи, игре, музыке, пении, инсценировке). Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
И, конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Лысова Е. В.