Ольга Рейх
Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных методов миофункциональной коррекции
О. А Рейх,учитель-логопед МДОУ №32,г. Железногорск
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в логопедической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
Публикация «Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
По данным отечественных исследователей в последние годы увеличилось число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. К факторам риска речевых нарушений относятся : механические дефекты, особенности иннервации артикуляционного аппарата, моторные несовершенства органов, участвующих в артикулировании, несформированность базового дыхания. Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания так как отклонения от нормы той или иной функции ведут не только к нарушениям формирования прикуса, но и отражаются на речи ребенка. [2]
Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. [3] Поведенческие трудности так же значительно осложняют овладение звуковой культурой речи.
В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, вызванными различными внутренними и внешними причинами. У меня в группе 15 человек 5-6 лет (1 год обучения). При обследовании артикуляционного аппарата детей были выявлены миофункциональные нарушения. Дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. У детей наблюдается укороченный речевой выдох, и они говорят на вдохе. Проведя диагностику, получила следующие результаты: подвижность губ нарушена у 85% детей, мышечный тонус языка и кинестетический оральный праксис - у 90% детей,а кинетический праксис — у 70%; 75% детей неправильно дышат и 100% имеют нарушения звукопроизношения.
В начале коррекционного процесса использовала традиционные методики и подходы развития артикуляционного аппарата: упражнения для укрепления губ, массаж, самомассаж с помощью мячиков, артикуляционные упражнения, полоскания, надувание мыльных пузырей и др.
Но стандартизированные методы не дали положительного результата. В целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения я начала поиск новых эффективных форм оказания логопедической помощи детям и обратилась к материалам Ю. А Тисовской, полученных мною на курсах повышения квалификации по теме «Практические аспекты применения вестибулярных пластинок в работе логопеда». В России данной проблемой занимается учебно-методический центр «ВАЛЛЕКС-М», находящийся в Москве.
Применение вестибулярных пластинок в логопедической практике рекомендовано детям от 3 до 8 лет с проблемами речи, причина которых обусловлены дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции. Вестибулярные пластинки активизируют двигательные механизмы артикуляционного аппарата в растущем организме ребенка.
Существует много видов пластин.
Различные виды вестибулярных пластинок позволяют:
- эффективно бороться с детской привычкой сосать пальцы, соску;
- нормализовать носовое дыхание;
- стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
- корректировать инфантильное глотание;
- корректировать недоразвитие нижней челюсти;
- осуществлять миофункциональную тренировку;
- стимулировать естественные процессы саморегуляции в растущем организме;
- эффективно корректировать дефекты речи.
Вестибулярные пластинки бывают мягкие из силикона и жесткие из пластмассы. Мягкие пластинки применяются для нормализации функций, жесткие – для исправления конфигурации челюстей и зубов. Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров: для детей с молочным прикусом (3-5 лет, с красным кольцом) и для детей в сменном прикусе (5-8 лет, с синим кольцом) и двух модификаций: с удлиненным проволочным «носиком» и укороченным. [1 ]
Изучив специальную литературу по данной проблеме, интернет-ресурсы, опираясь на материалы курсов, я решила применить полученные знания в своей практике и реализовать долгосрочный проект по проблеме «Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных методов миофункциональной коррекции».
Актуальность и новизна данного проекта заключается в том, что в настоящее время оптимизировать сроки восстановления звукопроизношения можно при помощи использования вестибулярных пластин.
Из анализа сложившейся проблемы и актуальности темы я определила цель и выделила задачи для достижения поставленной цели.
Цель: Оптимизировать сроки постановки звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством методов миофункциональной коррекции.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для формирования устной речи путём коррекции звукопроизношения в более сжатые сроки для увеличения адаптационного периода подготовки к школе.
2. Совершенствование коррекционно-восстановительной среды для работы с детьми по восстановлению звукопроизношения средствами миофункциональной коррекции;
3. Оптимизация интеграции деятельности логопеда и врачей-специалистов (ортодонт и отоларинголог) через консультативную помощь в работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи;
4. Восстановление функций органов артикуляционного аппарата с целью постановки звуков.
Гипотеза данного проекта следующая:
Применение в практике вестибулярных пластин будет способствовать сокращению сроков звукопостановки, что позволит увеличить период перед школой для закрепления навыков правильной речи и доведению речи воспитанников до возрастной нормы.
Ожидаемый результат данной работы: сокращение сроков звукопостановки, доведение речи воспитанников до возрастной нормы.
Описание содержания инновационного опыта.
Мною используется классическая пластина с бусиной на спинке языка и с бусиной на альвиолах. Принцип действия пластины с бусиной на спинке языка заключается в следующем: пластмассовая бусинка, специальным образом закрепленная на стальной проволоке – «носике», удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении. Я применяю данную пластинку с бусинкой при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, при дизартрии. Так же данная пластина очень эффективна при ринолалии, после удаления аденоидных разрастаний. Хорошие результаты даёт использование пластинки и при заикании - одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку действие пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.
Пластина с бусиной на альвеолах рекомендована при: вялом кончике языка (пониженном тонусе при стертой форме дизартрии, различных формах стигматизма, ламбдацизме, ротацизме, коррекции поведенческих особенностей.
В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, так и в индивидуальной работе. Но на данном этапе работы я использую их только в индивидуальной работе.
Этапы работы логопеда с применением пластин:
* Обследование детей;
* Составление логопедического заключения и плана работы с ребенком;
* Подбор упражнений;
* Индивидуальная работа с детьми;
* Анализ динамики и результатов работы;
* Индивидуальные беседы с родителями о применении пластин в работе логопеда.
Этапы индивидуальной работы с детьми
1. Согласно методике, чтобы дать детям привыкнуть к пластине предлагаю упражнения вне рта, постепенно добавляю к упражнениям язык и только потом пластина погружается в ротовую полость.
Я начала с пластинки с коротким «носиком», так как зачастую ребенок просто физически не может дотянуться кончиком языка до бусинки, закрепленной на длинном «носике» в силу недостаточной подвижности мышц языка или укороченной «жёсткой» уздечки.
2. Первое занятие начинается с медленных движений в течении 1-2 минут, постепенно, от занятия к занятию, увеличивается интенсивность и длительность выполнения до 8-10 минут.
Позднее, в зависимости от дефекта, применяется и пластинка с длинным «носиком».
3. Практика показывает, что оптимальное время выполнения упражнений колеблется в пределах 3-5 минут, в противном случае у ребенка наблюдается утомление с последующим появлением болевых ощущений в области уздечки, что провоцирует негативную эмоциональную реакцию и потерю интереса к выполнению заданий. Таким образом, длительность воздействия пластины для каждого ребенка определяется индивидуально, исходя из его особенностей.
На занятиях упражнения с пластинками я сочетаю с другими видами деятельности: выполнением дыхательных, тактильных, графических упражнений.
На конец учебного года был проведен мониторинг. При сравнении результатов диагностики моторики артикуляционного аппарата на конец учебного года мною установлено: нарушения подвижности губ снизилась до 20%, тонус мышц языка - до 30%, кинестетический оральный праксис - до 45%,а кинетический праксис - до 30%, неправильно дышат 12% детей, звукопроизношение у детей значительно улучшилось у 60%, с улучшением 40%, без изменения 0%.
Полученные результаты свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что применение в практике вестибулярных пластин способствует сокращению сроков звукопостановки.
Простота использования этих пластинок, а также игровые моменты такого «массажа», привлекательны для детей и способствуют их вовлечению в процесс коррекции.
Список литературы:
1. Окушко В. П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение. — М. : Медицина, 2006
2. Персин Л. С. Этиология зубочелюстных аномалий и методы их лечения. — М., 2007
3. Персин Л. С. Ортодонтия. Диагностика. Виды зубочелюстных аномалий. — М., 2009