Екатерина Шебякина
Схема обследования учителем-дефектологом ребенка 1 года
▼ Скачать + Заказать документы
Схема дефектологического обследования ребенка 1 года.
Принеси мяч: установление контакта и сотрудничества, на понимание ребенком словесной инструкции, на выявление навыка ходьбы.
Взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2-3 раза. Если ребенок не идет за мячом взрослый берет мяч сам и дает его ребенку. После того как малыш подержал мяч в руках взрослый просит «Кати мяч!»
Темочки:
Игра «Ку-ку» : выявление психологического новообразования – представления.
Перед ребенком ставят экран и предлагают поиграть с куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и говорит «ку-ку» вызывая на общение с куклой. Затем снова показывает куклу с другой стороны ширмы сопровождая «ку-ку». Так повторяется 3 раза. На четвертый раз взрослый произносит «ку-ку» а появление куклы задерживается. В это время у ребенка появляется реакция «ожидания» куклы (вытягивает голову, наклоняет, после чего появляется кукла.
Пирамидки: проверка умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умение подражать взрослому.
Взрослый на глазах у ребенка снимает кольца со стержня пирамидки и кладет их перед ребенком, затем предлагает ребенку собрать пирамидку. Если не получается, то ребенку предлагают другую пирамидку и действия надо сделать по подражанию. При затруднениях надо использовать совместные манипуляции взрослого и ребенка.
Доска Сегена: выявление уровня развития ориентировки на форму, умения действовать с плоскими формами, развитие ручной моторики.
Взрослый на глазах у ребенка вынимает фигурки из прорезей доски и перемешивает их. Затем просит вставить фигурки на свои места. В случаях затруднения взрослый подносит фигурку квадратную к прорези круга и говорит «Попробуем сюда – подходит? Нет не подходит, попробуем в другую…» Затем предлагает действовать самостоятельно. В случаях затруднения действуют совместно.
Разложи игрушки: проверка уровня развития восприятия, а именно устанавливать идентичные предметы.
Материал: коробка с игрушками мелкими 6 грибочков и 6 листочков.
Взрослый ставит перед ребенком две коробочки. На одной из них грибок, на другой – листочек. Затем просит разложить игрушки в таком же порядке. В случаях затруднения взрослый показывает и объясняет: «Сюда надо листочки, а сюда – грибы».
«Построй башню» : выявление у ребенка способности к подражанию, организации его целесообразного поведения в продуктивной деятельности.
Материал: 8 кубиков.
Взрослый дает ребенку 4 кубика и просит его по подражанию на себя строить башню. В случаях затруднения взрослый использует сначала совместные действия, а затем просит выполнить снова задание по подражанию.
Возьми игрушку: выявление уровня понимания речевой инструкции и наличия указательного жеста.
Взрослый дает ребенку по очереди неваляшку показывая как она звучит и произнося «это ляля», а затем паровоз, показывая как он едет и гудит «ту-ту». Затем ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и просит «покажи лялю, возьми лялю, покажи паровозик, как он гудит». В случаях затруднения повторить все сначала.
Найди картинку: выявление поведения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить игрушку с ее изображением.
Материал: две игрушки – кошка и собака, и их изображения.
Взрослый показывает игрушку и говорит «Это собака, гав-гав». Ставит недалеко от ребенка. Аналогично с кошкой. Затем показывает картинку с собачкой и говорит «Кто это?» Покажи такую же игрушку. В случаях затруднения взрослый подносит картинку к собачке и говорит «Это собака и это собака» Соотнесение проводится 2-3 раза.
Покачай куклу: выявление умения действовать по подражанию действиям взрослого, поведения ребенка в определенной ситуации, заданной взрослым.
Взрослый берет куклу и говорит «Ляля устала, давай уложим лялю спать. Покачай лялю» Совершая в этот момент необходимые движения. В случаях затруднения повторяется интсрукция и показ, либо совместные действия ребенка и взрослого.
Обследование речи ребенка 1 года.
Понимание ребенком названий окружающих предметов:
Материал: 3-4 игрушки, изображающие вид животных, транспорта, посуды; 4 предмета одежды и обуви.
Перед ребенком раскладываются 4 предмета. На вопрос взрослого «Где?» ребенок должен отыскать названный взрослым предмет. После этого предметы убирают, и ставят в другом порядке. Вновь предлагают найти их.
ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (1 год).
Ф. И. ребенка___ Возраст___DS___
Домашний адрес ___
Дата обращения ___
Семейный анамнез (состав семьи, возраст родителей, образование, профессии)
___
Акушерский анамнез ___
- особенности течения беременности – токсикоз, травмы) ___
- характер родовой деятельности (срочные, преждевременные, стремительные, затяжные, кесарево)___
- патология периода новорожденности (асфиксия, обвитие пуповиной родовые травмы)
___
Вес ___ Рост ___
Личный анамнез ребенка : держит головку с ___, сидит с ___, ходит с ___,
вскармливание ___, сон ___, первые слова с ___, перенесенные заболевания
___
Игровая деятельность ___
Навыки самообслуживания ___
• Умеет ли ребенок пить из чашки ___
• Умеет есть ложкой жидкую и полужидкую еду___
• Способен проситься на горшок___
• Умеет раздеваться и одеваться (снять шапку, брать брюки, расстегнуть кнопку)___
• Открывать и закрывать дверь, включать и выключать свет___
Поведение при обследовании (подчеркнуть) ___
• Адекватен, неадекватен, продуктивен, непродуктивен ___
• Идет на контакт, не идет на контакт, контакт избирателен___
• Контакт физический, познавательный, эмоциональный, предметный, игровой___
• Наличие аффектов, агрессивен, двигательно расторможен___
• Наличие страхов___
Моторика (нужное подчеркнуть)
• Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)___
• Хватание (отсутствует, ограничено, сохранно)___
• Мелкая моторика (недостаточная, сохранная)___
• Общая моторика (ловкий, неловкий)___
• Передвигается (самостоятельно, с помощью, не передвигается)___
Ведущая деятельность (подчеркнуть) : непосредственно-эмоциональная, предметно-манипулятивная (хватание, манипулирование неспецифическое, специфическое, использование предметов по их функциям и назначению, игровая (процессуальная, сюжетно-ролевая, игры с правилами)
Кругозор – знания о себе
Откликается на свое имя Знает где мама Показывает некоторые части своего тела (уши, нос, глаза, руки, ножку)
Примечание___
___
Общее психическое развитие
Задание Уровень сформированности Примечание
Принеси мяч.
Игра «Ку-ку»
Пирамидки 3 – 4 составные
Доска Сегена (2 фигуры - круг и квадрат; 3 - +треугольник)
Разложи игрушки: выбор из 2 – 3
Построй башню
Возьми игрушку
Найди картинку.
Покачай куклу, пожалей.
Примечание___
___
Речевое развитие.
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ
Понимание ребенком названий окружающих предметов
Да: Нет: Не в полном объеме:
Понимание действий: погладь киску, дай мне мячик…
Сам: По просьбе взрослого: При помощи взрослого:
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
Легко подражает отдельным слогам:
Да: Нет: Не в полном объеме:
Произносит 5-6 облегченных слов:
Да: Нет:
Примечание___
___
Вывод ___
___
___
Подпись дефектолога ___