Алла Французова
Сфера родительской ответственности в духовно-нравственном развитии и воспитании личности в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье. Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья».
протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский
Публикация «Сфера родительской ответственности в духовно-нравственном развитии и воспитании личности в семье» размещена в разделах
Современное российское общество переживает не лучшее время. Самыми восприимчивыми к негативным воздействиям оказались дети. В силу своего возраста ещё не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю - семьи. И как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, однако социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка намного больше, чем влияние таких факторов, как школа, средств массовой информации, улицы. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 55 %; СМИ - 20 %; школы- 15 %; улицы - 10 %). Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [1]
«Один мудрец, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем… Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым. Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет». («Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.). В полной мере это относится к духовно-нравственному воспитанию детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться особенно актуальными.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Всестороннее и гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно конечно зависит от правильного решения многих задач, среди которых актуальное место занимает вопрос духовно-нравственного воспитания в семье.
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Возвращение к духовно- нравственному воспитанию в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образованных, успешных, морально и духовно устойчивых людях. [2]
Семья является первичным институтом человеческой культуры, именно она вкладывает в ребенка формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью» и «алгоритмом» по которым формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Так первые 3-7 лет весь мир человека это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности, быть любимым - быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок учится слушать, любить, верить, жертвовать - именно родители – первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека.
Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент духовно-нравственного его развития и становления личности. В семье с раннего возраста ребёнок получает первые образцы и правила отношений взрослых к окружающим людям и к нему самому, именно в семье передаётся накопленный безценный опыт покалений. Чем нравственней и крепче семья, тем крепче в ней связи между поколениями, тем больше шансов воспитания в ней духовно -развитого человека.
Испокон веков воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, и конечно тем, насколько сами родители могли показывать ему положительный пример. Без примера и наставления к добру ребёнок теряет способность формироваться как личность. [3]
В семье, в любви, в ласке, заботе, единении и взаимной поддержке возраждаются практически все человеческие добродетели. Значение семьи для всех его членов исключительно велико, она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищённой не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия.
Временем доказано, что в воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей и только ей принадлежит первостепенная роль в воспитании и становления детской личности, а далее послушного гражданина своей страны. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, и старается передать своим детям только положительный опыт. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнаёт, «что такое хорошо и что такое плохо».
С самого раннего возраста правильный процесс развития ребёнка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребёнок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои эмоции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои эмоции. Семья готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передаёт ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребёнку большую помощь. Постоянные взаимоотношения с родителями создают у детей устойчивое жизненное чувство удовлетворения и защещённости.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познаёт окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция всё более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка таких качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами, едиными увлечениями и традиционными устоями. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют кровные родственные связи, чувства материнства и общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к личности.
Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания личности. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, сёстрам и братьям. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими : все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви и доверия.
О нравственном и физическом здоровьи семьи, её духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Проверенные временем и практикой семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции укрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как сплочённый коллектив. Воспитывая детей, передавая им положительный накопленный вековой опыт, родители формируют духовно-нравственные основы существования семьи. Думаю, и каждый со мной согласится, что обычаи, традиции в каждой семье должны зарождаться, формироваться и укрепляться на основе следующих принципов:
• принцип воспитания любовью;
• привитие веры и духовности;
• атмосфера искренности и правды;
• право ребёнка на разъяснение и рассуждение;
• исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка;
• закон понимания ребенком «можно», «надо», «нельзя»;
• положительные эмоции и чувства в семье;
• демонстрация детям собственной работоспособности;
• постоянный положительный пример;
• культивирование в семье положительных и здоровых привычек;
• создание условий для общения ребенка с нравственными людьми;
• своевременность;
• единство педагогических влияний;
• единство тебований;
• неустанное бдение, внимание.
Учитывая всё вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что основы родительской ответственности в духовно – нравственном развитии и воспитании личности безусловно, формируются в семье. Воспитание -всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание - один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Первые проявления тепла и участия, любви и уважения формируются в семье. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается преемственность поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Поэтому, я считаю, что для воспитания духовно - развитой личности нам нужно больше внимания обращать на воспитание духовности будущих родителей, открывать больше школ для будущих пап и мам, создавать больше библиотек с соответствующей литературой, выпускать больше кинопродукции и книг, раскрывающей нравственные ценности и историческое наследие нашего народа, организовывать в образовательных учреждениях детско-родительские клубы для встреч молодых семей с семьями более старшего поколения, где проходит обмен традициями и жизненным опытом, который не найдешь ни в какой книге.
Список литературы
1. Шорстова О. В. Семья -основа духовно-нравственного становления ребёнка. Молодой ученый. 2016. - №15. - С. 526-529. URL https://moluch.ru/archive/119/32840/ ( дата обращения: 18.09.2018).
2. Джанибекова Н. А. Ответственность семьи в формировании духовности и нравственности ребёнка. Молодой ученый. 2017. - №19. - С. 295-296. - URL https://moluch.ru/archive/153/43284/ ( дата обращения: 29.09.2018).
3. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста. Ребенок в детском саду. – 2000.
4. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. - М. Просвещение. 1989.