Гуленко Нина Ивановна
Роль метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гуленко Нина Ивановна,
старший воспитатель БДОУ г. Омска
«Детский сад № 204 комбинированного вида»
Роль метода проектов в духовно-нравственном
воспитании дошкольников
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из самых актуальных, а в условиях становления новой системы дошкольного образования она приобретает особое значение.
Публикация «Роль метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста действительно актуальна [2, с. 12].
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной. Поэтому работу по воспитанию у детей нравственных качеств личности, патриотических чувств необходимо вести уже в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы духовно-нравственные ценности, элементы гражданственности и патриотизма.
Перед нами ставится задача обеспечить каждому ребенку одинаковые стартовые возможности для формирования ответственного гражданина и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
В педагогике выделяются различные технологии, способствующие развитию духовно-нравственных качеств личности дошкольников, но особенное место среди них занимает метод проектов, поскольку метод проектов позволяет приобретать знания об историческом наследии, культурном, национальном, географическом, природно-экологическом своеобразии родного края.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Кроме того, дошкольник характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности [1, с. 26]. Проекты позволяют объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви к Родине начинаем формировать у ребенка с уважительного отношения к своей семье, со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, с народом.
Детям слово «любовь» знакомо как «я люблю свою маму» и, говоря о национальных ценностях, невозможно обойти это слово и это понятие. «Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей» - так писал английский писатель Уильям Теккерей. Поэтому проводим работу по патриотическому воспитанию дошкольников в тесной взаимосвязи с родителями, используя различные формы работы, в том числе метод проектов. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, понимания значения родословной помогает познанию ребенком самого себя [4, с. 177].
В ДОУ традиционными стали дни семьи, реализация проектов «Генеалогическое дерево», «Семейная фотография», «Пусть улыбаются всегда родные мамины глаза», «Семейный альбом».
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом [4, с. 32]. Знакомство детей с родным краем, осуществляется в ДОУ через проект «Народные посиделки» для реализации которого родители с детьми изготавливают русские народные костюмы, обыгрывают в них сюжеты, поют песни, частушки, водят хороводы и т. д.
Это позволяет познакомить детей с историей сибирского края, народа проживающего в России и Сибири, с народной мудростью, традициями, обрядами и национальными особенностями, с природой родной страны. Родители с детьми, на примере герба Омска, создают семейные гербы и рассказывают о них, оформляют выставки «Я люблю Омск!» и «Прошлое и настоящее Омска».
Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции [3, с. 283].
Ко Дню защитника Отечества в ДОУ разрабатываются и реализуются проекты «Защитники Отечества», «Армия России». Папы с детьми оформляют брошюры, газеты, создают альбомы о своей службе в армии. Этот материал вызывает у дошкольников интерес к образу воина – защитника родной земли.
Ежегодно организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, проводим военно-патриотическую игру «Зарница», смотр песни и строя воспитанников старшего дошкольного возраста, выезжаем с концертом в подшефную организацию «ТРАН КК». Эти встречи помогают детям осмысливать важнейшие духовные понятия : благодарность, самоотверженность, милосердие, вера, долг, терпение, любовь к Родине.
При реализации длительного проекта «Пусть дети не знают войны», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, активное участие принимали родители воспитанников, сотрудники ДОУ и социальные партнеры. Участники предоставили копии материалов из семейных архивов и оформили в виде газет, брошюр, презентаций, плакатов. В честь праздника родителями и детьми были изготовлены поделки из различного материала, оформлена выставка художественного творчества детей. Это позволило расширить представления дошкольников о празднике День Победы, о героях Великой Отечественной войны, о том, как в годы войны, храбро сражались и защищали нашу страну от врагов их прадеды.
При планировании работы с детьми, строим свою работу в соответствии с условиями дошкольного учреждения и особенностями воспитанников, учитывая дифференцированный подход к каждому ребенку, его психологические особенности, возможности и интересы. Дети с удовольствием принимают участие в проектах «Ознакомление с природой родного края, через творчество Тимофея Белозерова», «Птичья гавань», «Красная книга Омской области». Широко используем проектную деятельность от мини-проектов до длительных проектов – «Наш детский сад», «Наша улица», «Архитектурные сооружения Омска», «Зимушка хрустальная в городе моем», «Семейный отдых» и др. В настоящее время в ДОУ реализуется длительный проект к 300-летию города «Наш любимый город Омск», целью которого является создание музейной комнаты.
В результате нашей работы у детей развито чувство любви и уважительного отношения к членам своей семьи, детскому саду, родному городу. Дети становятся внимательными и милосердными к окружающим людям, с уважением относятся к старшим. У дошкольников продолжается формирование представлений о малой родине, о стране, в которой мы живем, развитие интереса к отдельным фактам истории и культурной жизни народа и страны, продолжается развитие нравственных качеств, миролюбивого отношения к людям разных национальностей проживающих на территории нашей страны, начал гражданственности.
Литератур:
1. Боровлева, А. В. Проективный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2006. - № 7. – С. 76 – 80.
2. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – СПб. : Детство – Пресс, 2010, - 270с.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,
4. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.-528с.
5. И. С. Матюшевская. Патриотическое воспитание в детском саду. / Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова / И. С. Матюшевская / Справочник старшего воспитателя докольного учреждения, 2011. - № 4. – С. 32 – 34.