Любовь Щербакова
Правомерно ли говорить о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
на тему: «Правомерно ли говорить о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
Вот уже много лет я работаю в детском саду и пришла к выводу, что современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателей. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями. И мы с педагогами часто задаём вопрос, а что же делать? Как нам правильно воспитать ребёнка, чтобы он вырос добрым к окружающим. И почему же одни дети вырастают добрыми и отзывчивыми, способными к состраданию, а другие жестокими, злобными и мстительными? И что нужно делать, чтобы малыш вырос человеком в полном смысле этого слова? Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». И чтобы нам не пришлось ни ломать и не гнуть, мы должны воспитывать ребёнка с самого раннего детства в семье и в детском саду и воспитывать, в первую очередь, такие нравственные качества как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные качества.
Публикация «Правомерно ли говорить о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В возрасте 3-4 лет ребенку уже знакомо чувство стыда, он естественно воспринимает людей через призму «добрый – злой», ощущает некрасивость собственных каприз. Малыши открыты сочувствию, вместе с плачущим ребенком начинает рыдать вся группа.
В возрасте 4-5лет проявляются такие духовно-нравственные качества, как вера, забота и защита ближних и слабых.
К 5-6 годам постепенно укрепляются такие качества ребенка, как послушание и милосердие, стыд и честь.
В 6-7 лет формируется самооценка, до этого возраста ребенок оценивает себя только с хорошей стороны, то к этому возрасту он может оценивать себя более адекватно.
Большое значение для дошкольников имеет, то что духовно-нравственное воспитание прослеживается в пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие.
Развивает общение со взрослыми и сверстниками, формирует уважительное отношение к своей семье. В процессе организованной деятельности мы учим отличать хорошие поступки от плохих, выделять положительных и отрицательных героев, определять какие качества человека являются наиболее ценными. Большое внимание уделяется трудолюбию у детей, дети получают первоначальные представления о роли труда и значении его в жизни человека.
Духовно-нравственное воспитание проходит через познавательное развитие.
В данной области педагог знакомит детей с историей города, с его достопримечательностями, с обычаями, традициями, рассказывает об особенностях природы своего края Прививая детям любовь к Родине.
Речевое развитие.
Детей знакомим с художественной литературой (сказки, мифы, легенды). Прочитав произведение, воспитатель вместе с детьми обсуждает поступки героев, учат детей сопереживать персонажам сказки, читаем сказки о материнской любви и др.
Художественно –эстетическое развитие.
Детей знакомим с русскими народными праздниками, с песнями, танцами. Проводим такие праздники как «Масленица», «Пасха», «Никто не забыт, и ничто не забыто» и др.
Физическое развитие.
С детьми изучаем подвижные народные игры.
Так же на развитие духовно-нравственного воспитания детей влияет с/р игры : врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.
В заключении хочется сделать вывод: у детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, однако применение этих знаний в реальной жизни развито на среднем уровне. После регулярных занятий по духовно нравственному развитию можно отметить изменения в поведении детей в лучшую сторону.