Татьяна Герасимова
Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Т. А. Гемранова.
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Мулловская детская школа искусств».
Преподаватель отделения «Музыкальный фольклор».
Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников.
Каждая образовательная область вносит свой вклад в развитии личности.
Публикация «Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Темочки
Образовательная область фольклорного наследия предоставляет возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Стремительно меняется современная жизнь, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – падение духовности и нравственности подрастающего поколения.
Культурные традиции, любого народа к необходимо передавать и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Как важно понимать во времена социальной нестабильности, что русский фольклор глубоко патриотичен. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения, любви к малой и большой Родине.
В своей педагогической деятельности я выделяю главную задачу – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.
Основными задачами являются:
- прививать любовь к родному краю, уважать традициям своего народа, уважать людей труда;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
- учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина, хозяйку, мужа, жену.
Все задачи можно более успешно осуществить через приобщение детей к народной культуре. Ведь фольклор – благодатная почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка. Ребенок 6- 7 лет с огромным интересом изучает окружающий его мир. Но в последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с другими детьми или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в себе. В тоже время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека. Формирование этой способности – одна из основных задач подготовки его к совместной жизни. Общение осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств: целой системой несловесных сигналов, внешних телесных движений. Это и мимика, жесты, интонации голоса, осанка и т. д. Все выше перечисленное – язык выразительных движений. Очень многим современным детям требуется специальное обучение общению. В дошкольном возрасте это очень успешно осуществляется через игру – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника.
В своей педагогической деятельности я основываюсь на следующих принципах:
1. Систематичность и последовательность.
2. Культуросообразность (воспитание основывается на общечеловеческих культурных ценностях).
3. Природосообразность и доступность материала.
4. Наглядность (пособия, атрибуты народного быта)
А. М. Горький писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой”. Этим требование забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции.
Главное назначение малых форм фольклора, с которыми знакомятся дети раннего возраста – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной педагогики, нравственного и эстетического воспитания. Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т. д.).
В среднем дошкольном возрасте начинаю знакомить детей с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы, зимние колядки, летние праздники, другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми, например “Бабка Ёжка”, «У медведя во бору».
Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Разучив песню, предлагаю детям творчески импровизировать в движениях – “как вам нравится”. Дети всегда с радостью подхватывают это.
Жанр частушки очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор.
Знакомство с устным народным творчеством осуществляется также через сказку, пословицы, поговорки, загадки. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека
Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности.
Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в мир добра, радости, творчества. В результате своей работы мы видим, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители.
Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь. Помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
Список литературы:
1. “Народная культура и традиции” Косарева В. Н., Волгоград, издательство “Учитель”, 2011.
2. “Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Ветлугиной Н. А., Казаковой Т. Г., М., 1989.
3. “Русский детский фольклор”, М. Н. Мельников, “Рус. яз. и лит. ” - М. : Просвещение, 1987.