Кириллова Ирина Николаева
Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современная Российская система дошкольного образования претерпевает коренные изменения. Основу реформы образования составляют принципы гуманистической психологии и педагогики, которые реализуются в личностно-ориентированной модели образования. В качестве ее важнейших принципов выделяются: признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его творческого потенциала. Ориентиры, которые представлены в ФГОС дошкольного образования, направлены на развитие у детей духовно-нравственной составляющей, путем приобщения воспитанников к культурным, духовным, нравственным ценностям гражданина России.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, ориентированы на использование и применение в деятельности педагогов инновационных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей. В качестве одного из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников предлагаем использование проектного метода.
Проектная деятельность способствует развитию у детей партнерских отношений, овладению коллективной деятельностью, позволяет объединить детей. В первую очередь метод проектов направлен на социально- коммуникативное, познавательное, речевое и духовно-нравственное развитие детей, их родителей и педагогов в процессе реализации проекта.
Духовно-нравственное воспитание детей может быть представлено в виде проекта «Уроки добра». В рамках, которого происходит формирование духовно-нравственных ценностей детей в процессе ознакомления с художественной литературой.
Основным критерием при отборе программного материала является его развивающая ценность, направленная на гармоничное развитие личности ребенка.
В процессе реализации проекта выдвигается ряд задач, которые направлены:
На формирование способности детей различать нравственно-духовный смысл поступков и поведения людей через категории: добра и зла; это плохо, а это хорошо; это можно, а это нельзя. Развитие способности отличать плохое от хорошего не только в художественном произведении, но и в жизни.
На развитие понимания человеческих ценностей: трудолюбия, доброты, бескорыстия, совести и т. д.
На воспитание милосердия, доброго и уважительного отношения к взрослым людям и сверстникам.
Способствует развитию речи детей и обогащению словарного запаса.
На воспитание старательного, трудолюбивого отношения к делу, уважительного отношения к результатам своего и чужого труда.
Проект «Уроки добра» включает в свою структуру два раздела: Изобразительное творчество и Художественная литература. Это групповой долгосрочный проект, который рассчитан на учебный год. Тип проекта – информационно-творческий.
В процессе реализации проекта применяются такие методы как : беседы, совместные игры, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
На подготовительном этапе проекта происходит изучение теоретических основ формирования духовно-нравственных ценностей, обсуждаются условия реализации проекта с коллегами, музыкальным руководителем, родителями.
На основном этапе происходит реализация проекта в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, данный этап рассчитан на период с сентября по май. Включает в себя проведение различных мероприятий направленных на чтение художественных произведений: В. Сутеева “Кораблик”, Г. Цыферова “Пароходик”, чтение сказок “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Колобок”. Разучивание стихотворений из книги А. Барто “Игрушки”. Чтение рассказа А. Толстой “Был у Пети и Миши конь” и т. д. Продуктивную деятельность: «Поможем колобку построить домик», «Золотое яичко для дедушки и бабашки». Рисование: «Колобок катиться по дорожке», «Доброе солнышко» и т. д. Работу с родителями, а именно: помощь в проведении игр-драматизаций по сказкам. Консультация в родительском уголке «Формирование духовно-нравственных ценностей в детском саду», «Чему учат нас сказки» и т. д.
На заключительном этапе реализации проекта происходит подведение итогов, представление опыта на педагогическом совете, проведение совместного праздника детей и родителей «Добрые сказки».
По нашему мнению, представленный проект будет способствовать духовно-нравственному и общеразвивающему формированию личности детей старшего дошкольного возраста.