Галина Черткова
Опыт работы «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему:
«Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников.
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Публикация «Опыт работы „Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Актуальность
Милые,добрые сказки,на которых выросло не одно поколение. Что же творится сейчас…мы просто сами отдали детей в руки нанотехнологий и удивляемся их жестокости к себе и окружающему миру,да и мы сами перестали верить чудеса.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Ребёнок,он как комочек глины или пластилина в наших руках и мы творим чудеса,вкладываем душу именно в этом возрасте формируются нравственные качества ребёнка. Но своих поступков мало,по этому нам помогает художественное слово и мы обращаемся к книгам,к сказкам.
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.
На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Начиная работу с детьми поставила такие цели как:
1. Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
3. Сформировать нравственные представления и воспитать нравственные качества личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях,уметь анализировать свои поступки
5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формированиенравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
8. Помочь родителям понять ценность сказки и чтения их, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Реализация своего была построена и осуществлялась по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями :
1. Проведение родительских собраний на тему «Воспитание сказкой»
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
4. Проведение театральных вечеров и викторин по сказкам
5. Участие родителей в развлечениях и утренниках по тематике
6. Выступление старших групп перед малышами.
Дорогие родители,давайте верить в чудеса
и приоткроем детям двери в сказку
научим отличать добро от зла
пусть и они побудут хоть на миг волшебниками
как мы когда то в детсве. так давно
научим их ценить,любить,быть вежливыми
Ведь что заложишь в детстве,то потом пожнёшь