Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Сказка в духовно-нравственном воспитании детей»

Наталья Локоть
Консультация для воспитателей «Сказка в духовно-нравственном воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРА

СТА[/b]

Подготовил воспитатель Локоть Н. Л.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это раскрытие душевных сил ребёнка; сохранение душевной чистоты; формирование его внутренней свободы; побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей таких как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром; воспитание мироощущения и мировосприятия ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и потребности в совершенствовании окружающего мира с помощью своего мироотношения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сказка в духовно-нравственном воспитании детей“» размещена в разделах

Любой педагог, вдумчиво работающий с детьми дошкольного возраста, понимает, что развитие интеллекта важный процесс, но воспитание в детях доброты, любви к ближнему, умения сочувствовать и сопереживать, уважения к окружающим людям — процесс не менее, а может быть и более значимый.

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.

Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Фольклор, устное народное творчество, сказки, изобразительное искусство, музыка, мультфильмы. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, поговорки, пословицы, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить.

Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Сказка- кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребенка.

Сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Для работы с детьми могут использоваться следующие виды сказок:

1. Народная или авторская сказка.

2. Сказка, сочиненная совместно воспитателем и ребенком.

3. Сказка, сочиненная самостоятельно ребенком.

Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Чему только не учит сказка!

(Слайд ССЫЛКА2)

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказки для младших дошкольников «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.

(Слайд №3)

Рассмотрим сказки о животных. В сказках о животных повествуется, о встречах диких животных и домашних, о дружбе зверей, взаимовыручке, о взаимоотношениях животных и человека. Главный персонаж сказок о животных - это хитрая кума Лиса, Лисица Патрикеевна - существо льстивое, жадное, хитрое, коварное. Но не всегда сказки о лисе заканчиваются её торжеством. За лесть, хитрость, коварство она часто наказывается. В противоположность лисе в сказках обычно выводится волк - глупый, старый, волк - дурень, серый дурак, жадный. Иногда он действует "лисьим" способом: хитростью: притворным тонким голосом, заставляя козлят отворить ему дверь - и поедает их. Но обычно он наглый сильный.

В ряде сказок главным персонажем выступает медведь - Михайло Иваныч, Михаил Потапыч, Мишка. Это неповоротливый, неуклюжий увалень, сластёна, тугодум, зверь, огромной силы, применяющий её обычно глупо. Из других обитателей леса и поля в сказках встречаются - зайчик серенький или беленький, ножки тоненькие, сам лёгонький - тип наивного и безобидного труса. В других сказках встречаются мышь, лягушка, а из птиц - дрозд, дятел, ворона и др.

Повествование в сказках о животных, как правило, оживлено юмором: животные ведут себя как люди. Отсюда и возникает множество смешных, комических, забавных ситуаций, не соответствующих природе животных: лиса учит волка ловить рыбу, попадает головой в кадку с тестом.

Сказки о животных в композиционном построении просты и доступны для детского восприятия.

(Слайд №4)

Переходим к волшебным сказкам, в них рисуется особый фантастический мир, находящийся где - то "в тридесятом царстве, в тридевятом государстве". Всё, что происходит там, страшно, таинственно, чудесно.

- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

(Слайд №5)

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, драконы, ведьмы, чудовища, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

(Слайд №6)

- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

- Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

- Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка имеет очень большую роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала надо отметить гендерный подход сказки. В гендерном отношении все сказки помогают сформировать мужские и женские черты характера.

(Слайд №7)

Например, сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка», «Колобок». В них показан метод борьбы для мужчины. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, а в сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности. На этих сказках можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Сказки, с мужским характером, содержат три важных для мальчика идеи: во-первых - адекватное восприятие реальности, во - вторых - представление о враге и безопасности, в - третьих - желание победить врага. Они символически дают мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, знания, использование собственного преимущества и слабые стороны противника - вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к маме (женщине).

(Слайд №8)

А вот сказки - «Хаврошечка», «Морозко», «Гуси лебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по - разному строит с ним отношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизни героинь. Во - первых - найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. А выбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто - достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимать помощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во - вторых - создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищенно, где ее сила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей - продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

(Слайд №9)

Но есть сказки, с помощью которых мы можем формировать нравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини - свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера.

Какими мальчики или девочки должны быть. В этом ему помогают герои народных сказок. Особую ценность составляют образы Красной Девицы, Доброго Молодца и богатырей, добрых матушки и батюшки, а также дружных сестер и братьев, отраженных в фольклоре и в отечественном искусстве.

(Слайд №10)

Дети тянутся к сказочным образам неосознанно, испытывая эмоциональное удовольствие от услышанной сказки о Василисе Прекрасной, о Царевне-Лебеди или Варваре Красе – Длинной косе и др. Природная доброта нашла свое превосходное воплощение в образе Красной Девицы, об обаятельности которой говорится в сказках А. С. Пушкина. Пушкинская царевна в сцене с богатырями, спускаясь к ним из верхней светлицы, задает образец истинно женского обаяния:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть и звана не была.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.

Не по одежде и украшениям богатыри догадались, что перед ними царевна, а по тому, как девушка себя держала, что говорила. Духовно-нравственные качества девицы-красавицы раскрываются в речи, манерах, поступках и поведении, походке. Душевная красота выражена в ее облике: «Из милости ступает, травы не мнет, ненароком взглянет, что рублем подарит»; «…А сама-то величава, выступает будто пава, а начнет-то говорить, будто реченька журчит…» (А. С. Пушкин).

Красна Девица утверждает в жизни Красоту, Добро, Любовь. Главной отличительной чертой образа Красны Девицы является природный ум, мудрость, смекалка, находчивость. В русской традиции идеал женской красоты содержит установку на крепкое здоровье. Это связано с образом жизни крестьян. В крестьянском быту женщина всегда работала больше мужчины, выполняя все, что потруднее. Потому в ней особенно ценилось плотное, крепкое телосложение, которое связывалось в сознании народа со здоровьем, большой физической силой и работоспособностью, благосостоянием и сытостью, надеждой стать многодетной матерью.

Образ-идеал Доброго Молодца вобрал в себя совокупность мужских положительных качеств. Он прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин, мастер на все руки, заботливый сын. Он любит родную землю, стоит на страже ее границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Богатыри защищают родную землю от врагов, у них доброе и чуткое сердце.

Таким образом, система ценностей русской традиционной культуры включает: ценности матери и материнства, родного очага и семьи; родной земли, природы, родины; ценности труда и трудолюбия, учения и учителя, которые воплощены в народных образах идеалах человека - Красной Девицы и Доброго Молодца, Богатыря, дружной семьи, братьев и сестер. Задача педагогов - сделать эту систему ценностей традиционной русской культуры предметом чувственного переживания и осмысления, формирования идеальных потребностей и устойчивых жизненных ориентиров личности в своей педагогической модели.

Обращаясь к традициям русской традиционной культуре, ее духовному ядру православной культуры, к образам Доброго Молодца, Красной Девицы, дружной семьи, многоуважаемого отца семейства, прозванного в народном красноречии "батюшкой" и доброй матушки, от поколения к поколению передавались и закреплялись в семейном воспитании основные компоненты нравственной культуры личности и социума: нравственные знания; нравственные отношения, оценки; нравственные переживания; нравственно-волевые устремления; нравственный выбор целей и средств совершения нравственных поступков; проектирование нравственных черт своей личности.

(Слайд №11)

От выбора сказок для прочтения, зависит, какие нравственные чувства вы сможете сформировать ребенку. После прочтения сказки, можно провести небольшую беседу с детьми. Во время, которой вы сможете раскрыть характер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных и негативных его сторонах. Дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Мало того, дети должны уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!» «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно оставить жить на улице?

Важно, очень важно! Каждую прочитанную книгу с ребенком обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. А для чего нужно уметь анализировать тексты? Для того, чтобы впоследствии проводить аналогии с реальной жизнью. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.

Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность.

(Слайд №12)

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, воспитании моральных качеств личности дошкольников она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Она помогает в систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей, формирование нравственных понятий.

(Слайд №13)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников 2. народная игра интегральна, и многофункциональна по своему характеру; способствует самореализации, самовыражению личности; интересна детям;.

Правомерно ли говорить о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Выступление на педагогическом совете на тему: «Правомерно ли говорить о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Вот.

Презентация «Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, Нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Опыт работы «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Консультация на тему: «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка.

Проект «Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Видео «Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Обоснование проблемы Необходимость приобщения молодого.

Роль метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников Гуленко Нина Ивановна, старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» Роль метода проектов в духовно-нравственном.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Аннотация В статье представлен опыт организации мини-музея в детском.

Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников Т. А. Гемранова. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Мулловская детская школа искусств». Преподаватель отделения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сказка в духовно-нравственном воспитании детей»
Опубликовано: 15 сентября 2018 в 22:33
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сказка в духовно-нравственном воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Локоть (УИ 414498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД