казакова наталия
Сенсорные коробки как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорные коробки как средство познавательного развития дошкольников.
Детство – это поиск ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью значимую роль для детского развития приобретает именно познавательная деятельность, которая направлена на самостоятельный поиск знаний.
Публикация «Сенсорные коробки как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте ребенок получает информацию о мире через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это означает, что ребенок познает мир и развивает речь через пальчики : ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Многие в детстве любили перебирать бабушкины корзинки с пуговицами, копаться в банке с отцовскими гайками и винтиками, а увлекательные игры в песочнице, их любили и сейчас любят все дети.
Одна из главных задач воспитателя – дать ребенку как можно больше естественнонаучных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира, а также создать среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. Универсальной вещью для тактильных игр являются сенсорные коробки, наполненные всякого рода тактильным материалом.
Она вызывает огромный интерес: сочетание разнообразных предметов, которые можно брать пальчиками, перекладывать, щупать, мять, переливать, а некоторыми еще и издавать звуки – шуршать, звенеть или хотя бы стучать, в общем, исследовать без каких-либо ограничений.
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, усидчивость,навыки сортировки и классификации, математические навыки: счет, группировка, измерение и взвешивание,восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, фантазия, внимание, память, мышление. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Ребенок большую часть информации получает эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого. А также,способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками.
И что очень важно – такую «бесценную» игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат. Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста, что я и делаю на протяжении четырех лет (сейчас моим воспитанникам 5 -6 лет).
Сенсорная коробка – это любая емкость с разнообразным наполнителем. Это так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки является любой материал, пригодный для детской игры: песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое). Помимо наполнителя, в сенсорную коробку кладу другие предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры. Для игры добавляю и «инструменты» : ложки, шумовка, совочек, грабли, щипцы, лопатки, грабли, мисочки, сито, воронка и т. д.
Сенсорная коробка для детей младшего возраста не содержит мелких деталей. Чем наполнить коробку? Можно выбирать предметы по какому-то принципу (только деревянные, или только круглые, или одного цвета). А можно наоборот –предложить ребенку коробочку полную самых разных «интересностей» : шариков, колокольчиков, лоскутков, деревянные ложки, щетки, мячик-ежик, баночка с крупой (в качестве погремушки, кубиков. Главное, чтобы в ней не было предметов, которые ребенок мог бы проглотить или пораниться. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие.
Поначалу детям было интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем уже подключила к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру. В общем, теперьцель игры– развивать координацию движений и мелкую моторику, а также попутно обучаться различать предметы по размерам, цветам, свойствам.
Сенсорная коробка отлично развивает координацию движений и ловкость – поэтому, из контейнера, наполненного водой, сачком вылавливали рыбок или другие игрушки. Позже предложила такие игры, как прокатить по проложенной в крупе дороге машину, приготовить «еду» и накормить животных-обитателей «фермы», посадить игрушечные растения.
Детям очень нравится находить предметы, спрятанные в наполнителе сенсорной коробочки. Прикасаясь к предметам разной текстуры, дети обогащали свой тактильный опыт. Этому способствовали следующие игры и упражнения: спрятать 10-12 игрушек и попросить ребенка их найти;предложить детям рассортировать игрушки по цвету (красные и желтые, размеру (большие-маленькие, фактуре (деревянные-тканевые) или форме (шарики и кубики) в две емкости (ведерки, тарелочки, баночки). Когдау детей уже хорошо стало это получаться руками,тозадания усложнила, те же задания выполнялись, используя ложку или шумовку. Самым ловким предлагала щипцы, отлично тренирующие мелкую моторику.
Вот уже мои воспитанники подросли они уже знают разных животных, персонажей мультфильмов, придумывают игры с куклами и не только, и ролевые действия стали происходить в сенсорной коробке. Именно свободная игра начала привлекает детей к сенсорной коробке. К тому же дети4 –7 лет уже многое умеют делать своими руками, поэтому они с удовольствиемучаствуют в созданиитематического наполнения сенсорной коробки. Соответственно и предметы для игры подбираются тематические: фигурки рыб и морских животных, искусственные водоросли. Емкости для коробок подбираю не очень большие, но и не маленькие, так как в таком возрасте дети любят играть не в одиночестве, а со сверстниками. Ониуже стали самостоятельно выбирать из игрушек подходящие к задуманной игре, например, собрали на улице осенние листья и придумывали, как соорудить забор или холм.
Для игр «Насекомые», «Африка», «Море» использовала крупы (фасоль и др., подкрашенные в разные цвета для того, чтобы дети могли делить игровое пространство на зоны. Кроме этого, использовала фигурки животных, людей, также мелкий конструктор типа «Лего», детали деревянного строительного материала, различный бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, палочки от мороженого, бутылки и баночки и т. д.).
Сейчас очень много мелких игрушек, героев популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть с ними. Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разнымсодержанием, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе.
Анализируя готовность родителей к взаимодействию, выяснилось, что большинство родителей заинтересованы в развитии познавательного интереса детей к окружающему миру, интересуются деятельностью детского сада, активно участвуют в организации и проведении мероприятий познавательного характера. И вот уже родители стали партнерами и активными участниками в создании сенсорных коробок.