Светлана Кострова
Сенсорное развитие и воспитание как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие и воспитание
как психолого-педагогическая проблема
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Публикация «Сенсорное развитие и воспитание как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Так, В. А. Крутецкий пишет, что ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов раздражителей на органы чувств.
Ощущение не даётся человеку в готовом виде при рождении. С взрослением ребенка ощущения претерпевают значительные изменения. А с изменением и усложнением практической деятельности ребенка, и при воздействии на него окружающих, определяется и развитие ощущений. Они дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения. И поэтому восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений.
Р. А. Немов выделяет зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.
Итак, восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Следовательно, ощущения и восприятие являются главными составляющими сенсорного развития. А как писал Л. С. Выготский – развитие всегда идет за обучением.
Сенсорное воспитание является центральной проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые обратил Я. А. Коменский в I7 веке. Словесному воспитанию он противопоставил воспитание деятельное. Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир чувственных вещей в картинках".
Большое значение накоплению чувственного опыта детей уделял И. Г. Песталоцци. В своей книге "Азбука зрительного восприятия" он пробует основываться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта в овладении счетом.
Первую резвернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Ф. Фребель. Он создал пособие "Дары Фребеля", которое включало 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.). Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве. И он включил задачи сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития, обеспечив систематическое руководство со стороны педагога. Из детского сада Ф. Фребеля заимствованы игры типа «мозаика».
М. Монтессори придумала пособия и игры, с помощью которых малыши изучали окружающий мир доступным им способом – опираясь на чувственный опыт. С помощью дидактического материала М. Монтессори упражняются органы чувств. По мнению М. Монтессори, воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок умел определять форму, цвет, величину, а в том, чтобы он через внимание, сравнение и суждение утончал свои чувства.
О. Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. В своих играх он использовал предметы окружающего мира. Создал подробную методику проведения сенсорных игр. И сделал заключение о том, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка. Все это он описал в своем сочинении "Возбуждение умственной и двигательной энергии посредством воспитательных игр".
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Л. С. Выготский считал, что ребенок воспринимает объекты целостно, а не отдельные его части.
Восприятие меняется с возрастом человека и восприятие ребенка отлично от восприятия взрослого человека. Л. С. Выготский говорит о том, что на протяжении развития ребенка возникают новые психологические системы, внутри которых восприятие действует и внутри которых оно и получает ряд свойств.
Теория восприятия строится на том, что человек познает окружающий мир, опираясь на деятельность анализаторов. Анализатор – это термин, введенный И. П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические для данного анализатора ощущения. Любая информация, поступающая к нам через органы чувств, имеет свой специфический вид для каждого из них. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми свойствами.
Большой вклад в исследование проблемы сенсорного воспитания дошкольников внесла Е. И. Тихеева. Ей была создана необычная система дидактических материалов для развития органов чувств, которая была построена на принципе парности и состояла из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.). Эти дидактические материалы использовались для игр и занятий детей и проводились в виде бесед. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.
Педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина и др. и психологи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и другие трудились над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
А. В. Запорожец рассматривал систему сенсорных эталонов как продукт культуры, которым овладевают дети и тем самым получают инструмент познания мира. В исследованиях А. В. Запорожца и А. П. Усовой была разработана определенная организация познавательной деятельности детей на занятиях при ознакомлении с формой, величиной, цветом.
В работах Л. А. Венгера представлен содержательный анализ последовательных этапов освоения системы эталонов. Л. А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов - перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имело значение для разработки способов сенсорного воспитания младших дошкольников, которым еще недоступен интеллектуальный путь овладения такого рода системами. Именно в это время задача по формированию восприятия решается через его включение в различные виды содержательной деятельности детей.
Учеными доказана необходимость включения сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста во все виды детской деятельности (Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Л. И. Плаксина и др.). В деятельность дошкольников вводится сенсорное воспитание, но с учетом возраста детей и уровня их развития, и особенностей развития сенсорных способностей.
Список литературы
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для вoспитателя дет. сада / Л. А. Венегер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1995. 144 с.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. : Просвещение, 1988
3. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И Аванесовой, 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.
4. Немов Р. С. Психолoгия: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. - М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
5. Развитие мышления и умственное вoспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Пoддъякова. М. : Педагогика, 1993 200 с.
6. Развитие познавательных и волeвых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверовича. М. : Просвeщение, 1992 - 420 с.
7. Сакулина Н. П., Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. : Методические указания. – М. : Просвещение, 1969
8. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2001. 192 с.
9. Крутецкий В. А. Психoлогия: Учебн. для учащихся пед. училищ изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Просвещение, 1986. 336 с.
10. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.