Олеся Сергеевна Пичугина
Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста", который был разработан и реализован мной в течение одного учебного года.
Творческое название проекта: "Играем с малышом", эпиграфом стали строчки:
- Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтобы хорошо учиться!
Публикация «Образовательный проект „Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Вид проекта: исследовательско- творческий, групповой
Сроки реализации: долгосрочный (один учебный год)
Участники проекта: воспитатель, дети младшего дошкольного возраста, родители детей, психолог МБДОУ
Основной раздел программы: сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, художественно- театрализованная деятельность, физическое развитие, музыкальная деятельность, ознакомление с окружающим миром
Материально -технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подбор методической литературы, создание предметно- развивающей среды в группе, использование ИКТ, подбор наглядного и демонстрационного материала, подготовка разного вида бросового материала, подготовка материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставка познавательной литературы
Актуальность проекта заключается в том, что развивающая предметная среда –это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (по С. Л. Новоселовой). Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование.
В настоящее время создано огромное количество развивающих игр и игрушек для наших малышей. Педагоги и родители, наблюдая за играющим ребенком, определяют, что он не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке: начинает ее использовать не по назначению или просто отбрасывает в сторону. В чем же дело? Причины могут быть самые разные. Одна из них заключается в том, что игрушка, сделанная промышленным путем, не может учитывать индивидуальных предпочтений каждого малыша.
Я предположила, что, если использовать игрушки и пособия, сделанные руками любящих взрослых, то это поможет повысить уровень восприятия и сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой цель: на протяжении проектной деятельности изготовить и ввести в игровую среду игры, пособия и игрушки, направленные на формирование и накопление сенсорного опыта детей через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.
Задачи для достижения цели:
- Изготовить развивающие пособия, игры, игрушки;
- Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия;
- Развивать мелкую моторику руки ребенка;
- Приобщать детей к процессу познания; привлекая к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
- Вовлечь родителей воспитанников в создание игрушек и пособий для развития сенсорной культуры детей.
Реализация проекта включала в себя четыре этапа:
- Информационно - накопительный этап
- Организационно - практический этап
- Презентационно – завершающий этап
- Контрольно - рефлексивный этап
В течение первого этапа (сентябрь- октябрь месяцы) совместно с психологом ДОУ был выявлен уровень развития мелкой моторики детей и сенсомоторного восприятия через педагогическую диагностику детей (по согласию родителей), проведено Анкетирование родителей по оснащенности домашней среды играми и пособиями. Изучена специальная литература для решения выявленной проблемы. Проведены консультации для родителей, в которых показана роль игрушки в жизни ребенка и важность сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста. На Информационном стенде для родителей воспитанников размещен практический материал по созданию игр и игрушек в домашних условиях.
На втором этапе, который длился с ноября по апрель месяцы, был организован Уголок сенсомоторного развития детей; изготовлены мной самостоятельно и совместно с родителями детей пособия, игры и игрушки. Затем игры были апробированы в совместной деятельности с детьми, введены в игровую среду.
На протяжении всей проектной деятельности была организована совместная деятельность с родителями детей: анкетирование, беседы, консультации, фотоколлажи, выставки познавательной литературы, тренинги, практикумы, мастер- классы, совместные мероприятия, ширмы, посещение на дому, презентации организации работы в группе, успехов детей. Создана электронная страничка для родителей в сети Интернет на персональном сайте воспитателя.
Третий этап (середина апреля- середина мая) включал в себя:
- проведение воспитателем с родителями и детьми Мастер - класса на тему:«Эффективность применения сенсомоторной координации для развития детей младшего дошкольного возраста»
- проведение индивидуальных консультаций для воспитателей МБДОУ на тему: «Оформление уголка для развития восприятия и формирования сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста»
- презентацию проекта на Педагогическом совете МБДОУ
Четвертый этап (вторая половина мая месяца) являлся завершающим и заключался в:
отслеживании результата сенсорного развития детей через проведение педагогической диагностики (по согласию родителей) в конце учебного года; оценке этапов реализации проекта родителями воспитанников на итоговом родительском собрании; создании новой проблемы: разработать пособия для развития у детей младшего дошкольного возраста осязания, обоняния, вкуса.
Выявленные результаты показали положительную оценку: цель, которую я перед собой поставила перед реализацией проектной деятельности, была достигнута. Итоги диагностического исследования показали: у детей младшего дошкольного возраста значительно повысился уровень развития мелкой моторики рук, зрительного, слухового, тактильного восприятия.
Созданная часть предметно- развивающей среды в виде пособий и развивающих игр способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, поднимает на более высокий уровень коммуникативное взаимодействие всех участников проекта.
Опыт моей работы по темам: «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста», «Значение и виды игр с водой и песком для дошкольников» был обобщен МКУ «Информационно - методический центр» города Рассказово Тамбовской области.
Благодарю за внимание!